ИТО
 Министерство образования и науки российской федерации  
 Институт проблем информатики Российской академии наук  
 Автономная некоммерческая организация "Информационные технологии в образовании"  
 Департамент образования города Москвы  
 Московский институт открытого образования  
 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)  
Международная конференция    
"Информационные технологии в образовании"
"ИTO-Москва-2010"

Инновационная модель «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие»

Сигов Александр Сергеевич 1, доктор физико-математических наук, Член-корреспондент РАН
Петров Андрей Борисович 2, доктор технических наук, профессор
1 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2 Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет)

Современный инновационный образовательный процесс трудно представить себе без активного использования потенциала ведущих научно-исследовательских предприятий и научно-производственных фирм, учета их потребностей в специалистах, обладающих необходимым набором компетенций и практического опыта. Гибкое реагирование образовательного сообщества на меняющиеся потребности рынка труда, изменение форм и содержания образовательного процесса требует очень тесного взаимодействия работодателя и университетов в рамках единой инновационной модели, которая накладывает существенный отпечаток на форму организации, содержание и методики подготовки специалистов.

Особенно это важно для таких отраслей экономики как сфера информационных технологий, наноиндустрия, электронная промышленность, которые определяют динамику развития всей экономики, а, следовательно, являются активным участником процессов формирования рынка труда и определения прогнозных потребностей в специалистах.

Именно поэтому в основу деятельности МИРЭА был заложен инновационный принцип сочетания глубокой общенаучной подготовки и подготовки по специальным дисциплинам непосредственно на будущих рабочих местах: «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие».

На протяжении многих лет МИРЭА и более 50 базовых предприятий готовит специалистов в области радиотехники, электроники, вычислительной техники и систем управления. Этот процесс включает в себя фундаментальную подготовку на младших курсах силами внутренних кафедр МИРЭА и специализированную подготовку, а также весь объем учебных практик и дипломного проектирования на базовой кафедре на конкретных рабочих местах.

Учебная практика и производственное обучение студентов и слушателей при такой организации учебного процесса проводится в подразделениях базовой кафедры, что позволяет знакомить обучающихся с ультрасовременным оборудованием, реальными технологическими процессами и последними научными разработками.

Подобная организация учебно-научного процесса позволяет включать студентов в реальный технологический процесс базовой кафедры уже на втором - третьем курсе, что позитивно сказывается на подборе тем квалификационных работ выпускников и закреплении их на предприятиях в ранге молодых специалистов, а также обеспечивает полную адаптацию выпускников университета к работе на базовом предприятии, при этом экономятся 1-2 года на включение выпускника в реальный производственный процесс.

Со своей стороны, базовое предприятие получает возможность поиска талантливой молодежи, возможность заранее познакомиться со своим будущим работником и подобрать ему тот вид деятельности, который наиболее полно отвечает его желаниям и способностям, возможность привлечь его к реальным работам. Это всегда способствует взаимному обмену идеями между молодежью и опытными сотрудниками.

Еще один плюс состоит в том, что процесс обучения ведут специалисты, непосредственно занятые реальными разработками, поэтому отсутствует разрыв между "книжными знаниями" и реальной производственной жизнью.

В свою очередь, высокий научный потенциал преподавателей и сотрудников вуза используется при решении конкретных производственных задач. Университет является тем связующим звеном, которое позволяет использовать наработки и ноу-хау отдельных предприятий в общих интересах, а студенты МИРЭА имеют возможность обучения на самых новых и современных научных и технологических установках, крайне дорогостоящих и, зачастую, уникальных.

Важной составляющей успеха инновационной модели «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие» является участие работодателя в лице базового предприятия в формировании и осуществлении образовательного процесса в МИРЭА, которое происходит по следующим направлениям:

  • разработка современных программ производственного обучения и учебно-методических комплексов блока специальных дисциплин с учетом потребностей и профиля базовых предприятий, включая чтение этих дисциплин сотрудниками базовых предприятий;
  • создание лабораторных практикумов на основе уникального оборудования базовых предприятий и разработка их методического обеспечения, создание рабочих мест для студентов в рамках производственного обучения и дипломного проектирования;
  • выполнение курсового и дипломного проектирования по реальной тематике базовых предприятий.

В современных условиях инновационная модель «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие» меняет свое содержание. От объемов подготовки российские технические университеты инновационного типа переходят к качеству подготовки. Резко возрастает спрос на индивидуальную подготовку высококвалифицированных специалистов-разработчиков по индивидуальной образовательной траектории.

Переход на уровневую систему подготовки и федеральные государственные образовательные стандарты требует увеличения доли профессиональной практической составляющей в содержании и организации учебного процесса.

В этих условиях базовые кафедры активно меняют структуру и содержание подготовки, обеспечивает переход на новые, более высокие требования к квалификации и практическим навыкам, предъявляемые к выпускникам МИРЭА, учитывающие потребности рынка труда и работодателя и динамику изменения требуемых компетенций.

При этом, одним из направлений развития выбрана магистерская подготовка, что позволит полнее и эффективнее использовать совместный потенциал базовых предприятий и МИРЭА.

Потенциал инновационной модель «вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие» значителен. Не все аспекты этой модели еще использованы. Но уровень взаимопонимания целей и задач, стоящих перед российским образованием, давние тесные и теплые отношения, востребованность подготовленных специалистов на рынке труда дает уверенность в дальнейшем позитивном развитии инновационной модели вуз»-«базовая кафедра»-«базовое предприятие» будет продолжено. 



Технологии OpenID позволяет Вам использовать единый логин для авторизации на ряде сайтов. Подробнее.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.