ИТО
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный институт развития образования
Автономная некоммерческая организация "Информационные технологии в образовании" 
ЗАО «МИХАЙЛОВ И ПАРТНЕРЫ. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ»
Обнинский институт атомной энергетики НИЯУ МИФИ
Всероссийская конференция 
"Применение ЭОР в образовательном процессе"
"ИTO-ЭОР-2011" 

Подготовка презентаций

Автор: Христочевский Сергей Александрович, Кандидат физико-математических наук
Институт проблем информатики Российской Академии наук
При разработке собственных ЭОР учителя недостаточное внимание обращают на то, что любой медиа объект требует разработки по определённым правилам (медиаграмотность). Также обязательно должны быть учтены требования Гражданского кодекса о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации

В 2011 г. был объявлен Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР (электронных образовательных ресурсов) в образовательном процессе «Формула будущего - 2011». На него были поданы тысячи работ преподавателей. При этом выясняется, что, несмотря на наличие огромного числа готовых ЭОР, более двух тысяч участников предпочли самостоятельно разработать тот самый ЭОР, который и был представлен на конкурс. Чаще всего в виде ЭОР выступала презентация, подготовленная в PowerPoint.

С одной стороны, прекрасно, что представители почти 10% школ откликнулись на предложение участвовать в конкурсе, с другой стороны, конкурс выявил определённые проблемы в подготовке учительского состава. Как оказалось, во многих работах есть ряд ошибок или неточностей, которые значительно снижают эффект от использования ЭОР. На очень слабом уровне оказалась медиаграмотность участников, многие из которых были просто «заворожены» открывшимися перед ними технологическими возможностями оформления ЭОР. Поэтому многие работы грешат избыточностью информации, содержат всевозможные эффекты появления информации, при этом сама презентационная информация отходит на второй план. В этом случае забывается основная цель разработки и использования ЭОР, самоцельюстановится «втискивание» ЭОР в любой урок. Хотя на первом месте для любой разработки ЭОР (или использования готового ЭОР) необходимо вначале определить педагогическую цель, которая будет достигнута использованием ЭОР.

Также при разработке презентаций многие использовали готовые иллюстрации, рисунки, фотографии, тексты и т.д. Следует отметить, что при этом достаточно часто нарушались требования соблюдения авторских прав, хотя это прямой пример для учеников в классе. Как правило, это не является злостным нарушением (вряд ли тысячи учителей планируют коммерческое использование своих разработок), но на это необходимо обращать внимание и в конце презентации обязательно приводить список заимствованных материалов, необходимых для создания конкретного ЭОР. Целесообразно напомнить, что такое требование по включению в работу литературных источников было и в конкурсной документации.

Обобщая, можно сформулировать, что в настоящее время у многих педагогов уже есть уверенное владение начальными компьютерными технологиями, но на недостаточном уровне владение медиаграмотностью, не все правильно понимают требования закона о сохранении авторских прав (точнее, требования Гражданского кодекса о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Таким образом, необходимо включение в программы повышения педагогической квалификации соответствующих курсов, в том числе и с основами медиаграмотности.



В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.