Министерство образования и науки Российской Федерации
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
II Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2013»
1 - 2 ноября 2013 года, г. Москва

Об источниках и качестве иллюстраций в презентационных материалах

Институт проблем информатики Российской академии наук
Как выбирать репродукции картин в Интернете и как размещать их в презентации.

Уровень развития технологий в настоящее время открывает широкие возможности по созданию собственных электронных материалов, в частности, для использования их в образовательном процессе. Часто для этой цели служат презентации. Для их создания не нужно обладать навыками программирования. Но получая широкие возможности для творческой работы, мы тем самым принимаем на себя и определенную ответственность за ее качество. Создавая собственные материалы, мы сами становимся их авторами, дизайнерами, корректорами и т.д. Накапливая и сохраняя материалы на электронных носителях, становимся библиотекарями. Иными словами, взваливаем на себя груз многих профессий, не обладая присущей им квалификацией. Звучит это, на первый взгляд, несколько пугающе, но забывать об этом не следует.

Рассматривая изготовленные преподавателями материалы, приходишь к выводу, что если за научную составляющую этих работ можно быть спокойным, то оформление часто заставляет желать лучшего. В Интернете можно найти множество советов и рекомендаций, позволяющих достаточно грамотно оформить собственные учебные наработки в виде презентаций. На опыте просмотра конкурсных работ хотелось бы затронуть вопрос использования в презентациях готовых иллюстраций, в частности, репродукций произведений искусства.

Качество репродукций напрямую связано с источниками их размещения в Интернете. Естественно предположить, что копия наилучшего качества находится на сайте музея, в котором выставлен оригинал. На практике же часто берется первая попавшаяся в Интернете репродукция. Возможные недостатки некачественного изображения:

  • низкое разрешение (маленькая картинка, которая при увеличении дает «размытое» изображение);
  • некорректная цветопередача (наиболее  часто встречающийся дефект иллюстраций в Интернете по двум причинам: невозможность корректно воспроизвести цвета оригинала на экране и пристрастие пользователей Интернета к ярким цветам);
  • произвольная кадрировка изображения при его воспроизведении в Интернете (вместо полной репродукции дается урезанная – фактически, фрагмент).

Перечисленные недостатки могут быть присущи даже изображениям в образовательных коллекциях. Поэтому при выборе изображения для презентации стоит сначала попытаться найти его на сайте соответствующего музея (где хранится картина, легко узнать, например, в Википедии).  Если это не удалось, то при работе с поисковиком следует просмотреть как минимум несколько найденных репродукций, сравнив их по пропорциям и по цвету. Понятно, что оценка эта будет весьма приблизительной, но она способна выявить, в каком случае изображение репродуцировано не полностью. Корректную цветопередачу определить наиболее трудно, даже если была возможность видеть картину в оригинале. Руководствоваться в выборе приходится субъективными соображениями, и в любом случае не выбирать «то, что поярче».

Не менее важно размещение картины в презентации. Прежде всего, следует обратить внимание на цвет фона. Он должен быть нейтральным (какой-либо из оттенков серого, черный или белый). Возможен вариант слабонасыщенного цвета (например, бежевый). Ни в коем случае нельзя использовать для фона картин яркие цвета, поскольку они влияют на восприятие цветового решения картины.

Как ни странно, очень распространенной ошибкой оказалось искажение пропорций картины. Связано это чаще всего с масштабированием изображения при вставке его в презентацию. Небольшое уменьшение или увеличение изображения, как правило, осуществляется без потери качества. Однако при этом можно ненамеренно нарушить пропорции. Поэтому на завершающем этапе создания презентации следует убедиться, что на вкладке «размер» масштаб высоты и ширины изображения совпадает.

Если картина используется как иллюстрация (например, по теме «времена года»), в подписи достаточно указать название и автора. А если более подробно обсуждается сама картина, стоит добавить название музея, где она находится, дать возможность рассмотреть отдельные фрагменты. И указать размеры – такие простые вещи выводят действие из виртуального мира и дают почувствовать,  что за изображением стоит не «картинка из Интернета», а реальная картина, которую при возможности стоит увидеть. Корректное и бережное воспроизведение произведений искусства особенно важно при первом знакомстве с ними.

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  презентация качество иллюстраций

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.