Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование планшетных технологий в образовательном процессе

1 ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет, 2 ГБОУ Вешняковская лингвистическая гимназия № 1389
Информационно-коммуникационные технологии являются важным фактором, определяющим вектор развития общества 21 века. Данные тенденции не могут не касаться сферы образования, и предопределены требованиями, предъявляемыми к специалистам. Современному обществу нужны люди не только получившие базовые знания, но и умеющие самостоятельно проектировать, управлять ими, люди, готовые учиться на протяжении всей жизни, умеющие работать с главным ресурсом информационного общества — информацией.

Основные тенденции современного образования

  • Концепция непрерывного образования.
  • Интеграция образования.
  • Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе.
  • Трансформация, расширение понятия образования.

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Требования ФГОС, ИКТ-компетентность учителя

ФГОС выдвигает новые требования ко всем участникам образовательного процесса. Учителям недостаточно теперь просто передавать знания учащимся, формируя некую базу, важно заинтересовать ребенка, показать практическую значимость обсуждаемого материала, пробудить интерес к самостоятельной деятельности. Меняется образовательная парадигма: мы переходим от «усвоения знаний» к «созданию знаний», где главными конструкторами выступают именно ученики. И именно ИКТ технологии, являются помощниками учителя и  используются  для того чтобы сделать процесс обучения более интересным, насыщенным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.  Это помощь преподавателю в  проверке знаний, умений и навыков; в  возможностях новой организации учебной деятельности,  в экономии времени; в  возможности каждого ученика стать активным участником образовательного процесса.

Для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, необходимо грамотно применять свои знания в педагогической практике: подбирать методики проведения уроков с ИКТ, использовать  материалы электронных образовательных ресурсов в соответствии с поставленными учебными задачами. Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя и преобразовывая различные данные. Не забывая при этом об информационной защите личности при работе с ИКТ.

Новые образовательные концепции: мобильное обучение

Мобильное обучение (Mobile learning или M-learning) – это возможность получения  учебных материалов  на персональные устройства – КПК, планшеты, смартфоны и мобильные телефоны. Сегодня, почти каждый ученик(студент) имеет телефон, планшет, ноутбук. Некоторые учебные заведения вполне охотно используют данные устройства в «мирных», учебных целях, демонстрируя убедительные примеры  эффективного использования различных устройств в образовательном процессе. Преимуществом мобильного обучения является то что обучение может проходить в любом месте, в любое удобное время, это уменьшает ограничения в получении образования и дает учащимся возможность обучаться в привычной для них «цифровой» среде.

С помощью мобильного устройства можно выйти в Интернет, получить и отправить преподавателю материалы, пройти тестирования, поучаствовать в обсуждениях на форумах или проанализировать и прокомментировать эксперимент в виртуальной лаборатории. Цель M-learning - сделать образовательный процесс удобным, эффективным, доступным.

Использование планшетных компьютеров iPad в образовательном процессе

В последние годы все большую популярность имеют мобильные планшетные компьютеры iPad. Этот инструмент, уже вошел в нашу повседневную жизнь. Наиболее активными пользователями являются дети. Развитие рынка программного обеспечения говорит о том, что все больше появляется приложений, которые позволяют использовать iPad в образовательном процессе. Это приложения для создания творческих и проектных работ и приложения, которые можно использовать для тренировки, закрепления знаний.

Такие технологии меняют подходы к образованию. Повышается мотивация, становится интересно учиться.

Работа с фото- видео- камерой позволяет «открывать» двери класса, создавать такие учебные задания, которые ранее были невозможны. Все материалы хранятся в одном месте — индивидуальном устройстве ученика/учителя. Это позволяет в любой момент: в школе, на занятии, дома иметь доступ к банку информации.

Простой интерфейс позволяет легко взаимодействовать между разными приложениями, использовать материалы, созданные в одних программах для доработки другими приложениями. Так, например, создание digital stories, где используется аудио, видео, текстовая информация — одна из ярких форм работы с учениками. Готовую работу очень просто отправить на проверку преподавателю, опубликовать в Интернете.

Ipad позволяют проводить исследования, используя различные датчики.

Таким образом, следует отметить, что использование новых форм работы, новых технологий и планшетников iPad позволяет легко и просто организовать урок в любом классе. Для этого нет необходимости менять расписание учебных предметов и специально проводить обучающие занятие по работе с устройствами. Такие уроки способствует повышению мотивации учеников, делают их яркими и динамичными.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  мобильное обучение, планшетные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.