Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Интернет-зависимость подростков

Автор: Мамедова Санубар Абдулрагим, диссертант ИПО Аз. Республики

Целью современного образования наряду с повышением результативности и качества обучения является и воспитание интеллектуальной молодежи, способной принять участие в развитии страны. Безусловно, и то, что в век стремительного развития техники неминуемо и пользование интернетом.

Греческий математик и философ Архимед в свое время сказал: «Дайте мне точку опоры, и я поверну мир». Сегодня мы с уверенностью можем сказать: интернет - это точка опоры, которая способная перевернуть мир культуры. Интернет – это рациональное средство для представления культуры в средствах массовой информации. По степени влияния феномен интернета можно сравнить с возникновением письменности и печатанием книг.

А посещение подростками интернета это больше психолого-педагогическая и социальная проблема, нежели технологическая. 

По мнению психологов, отсутствие анонимности и запретов приводит к освобождению от скрытых комплексов, изменению поведения людей, они начинают чувствовать себя свободным и даже заставляет перешагивать через нравственные границы [1].  

Часто мировая паутина настолько завлекаетподростков, что у них не хаватает сил выбраться из нее. Компьютерные игры и пользование интернетом превращается для них в реальную жизнь, заменяет активную общественную деятельность, хобби и творчество, беседы со сверстниками.

Академик Российской Академии наук А.М.Новиков, заявляя о своем негодовании опасностью для псхики детей, считает, что влияние СМИ на психику человека равносильно силе ядерной бомбы и выдвигает на первый план ответственность за результаты отрицательного воздействия информации [2].

Интерне́т - зависимость(или Интернет-адди́кция) — навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. Последнее время среди специалистов стал знаменитым термин «Патологическое пользование компьютером», то есть имеется в виду профессионально или в интересах образования получать информацию, а также общаться с другими людьми [3].

Впервые расстройство было описано в 1995 году нью-йоркским психиатром Айвеном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

  1. Использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс;
  2. Использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [4].

Компьютерная зависимость имеет все виды и подходит ко всем критериям: беспечное отношение к важным делам из-за проведения времени за компьютером, нарушение отношений с важными людьми, замнутость во время критики его действий со стороны или вспыльчивость, чувство вины и беспокойство, безуспешная попытка подавить эти качества [5].

Запретить подростку посещать интернет невозможно, однако устранить отрицательные моменты, связанные с неграмотным и нелогичным использованиемможно, это в наших руках, надо просто научить его правильно вести себя в сети. Самый легкий путь решения вопроса зависимости – это привитие другой зависиморсти: здоровый образ жизни, общение с живой природой, творчество и прикладное искусство, все это поможет избавиться от компьютерной зависимости.

Виртуальное пространство по меньшей мере может повлиять на развитие и мировоззрение подростка, в худшем случае создаст опасность здоровью.Поэтому любое усилие должно быть направлено на обеспечении безопасности интернета [6]. 

По мнению психологов у детей до семи лет, а также подростков до 12-ти лет часто виртуальный и реальные миры одинаковы, поэтому они неспособны различить то, что видят на экране и то, что наяву происходит в жизни, из-за недостаточной по возрасту образованности не способны отличить добро от зла, поэтому подобные не достигшие совершенолетия подростки начинают вести себя как компьютерные герои  (а также как отрицательные персоны).

Будучи в глобальной сети подросток может себя преподнести как достигшщий совершенолетия (сделать это в реальной жизни достаточно сложно), выступать с видами деятельности, которые трудны для него в реальной жизни: участвовать в аукционах, заключать сомнительные финансовые сделки, входить на сайты, на которых общаться с несовершеннолетними вне этико-поведенческих норм и т.д. Кроме этого несовершеннолетний, тайком от родителей может участвовать в виртуальных карточных играх, в результате эти развлечения отразяться на бюджете семьи [7]. 

Подростки, долгое время общающиеся виртуально, забывают, что такое живое общение и очень часто к живым разговороам относятся агрессивно, порой с преступным уклоном. Подобную агрессивность можно наблюдать среди некоторых представителей подростков  и молодежи республики. В Хатаинском районе  г. Баку в интернет клубе виртуальный спор завершился поножовщиной и смертью одного. Подобные случаи и в других местах наглячдно показывают, насколько опасна интернет-зависимость для общества [8].

Из 10-ти пользователей интернета у одного наблюдается интернет-зависимость. Эти люди настолько увлечены интернетом, что забывают о еде и воде. Психиатр Лондонского Имперского колледжа Генриэтта Боуден Джонс говорит по этому поводу: «Самой распространенной формой болезни интернет-зависимости является интернет-геймер. Эти больные сутками сидят за играми».   

Однако эту новую болезнь от других отличить будет сложно, потому что многие, в силу профессиональной деятельности основную массу времени проводят за компьютером, совсем не думая о зависимости. 

Интернет – уникальная возможность налаживать контакты, но он не способен в полном смысле слова заменить человеческое общение. Люди, чересчур увлекающиеся интернетом, порой теряют границы реальности. Это приводит либо к зависимости, либо к опасной для здоровья аддикции.

Таким образом обстановка, сложившаяся в глобальных сетях, может серьезно повлиять на формирование психологических качеств подрастающего поколения. Безусловно то, что отдалить подростка от сетевых ресурсов практически невозможно, да и неправильно это. Однако надо искать пути нейтрализации отрицательного информационного воздействия. В этом процессе важна особая роль семьи. «Участие старших», объективно оценивающих поступающую информацию и фильтрующих ее, позволит подростку правильно найти правильное направление в информационных потоках. Очень часто родители испытывают трудности в контроле процесса деятельности  подростка в глобальной сети. За рубежом есть практика, которая называется «Родительский контроль». KinderGate Родительский Контроль проводит глубокий анализ контента (DCI), тем самым обеспечивая лучшую защиту от интернет - угроз. Данная технология фильтрации позволяет контролировать доступ к конкретным разделам сайта, не блокируя ресурс целиком на уровне категории или домена [9].

Для  безопасного нахождения подростков в смартфоне считается целесообразным создание специальных операторов, блокирующих сомнительные сайты, неожиданно возникающие баннеры, ссылки, картинки несущие в себе опасные информации. Претворение в жизнь этих мероприятий позволит формировать молодежь со всесторонним интеллектом, способную найти выход из любой сложной ситуации в современном мире.

Список использованных источников
  1. «Интернет в Азербайджане и его социально-психологические аспекты» http://vugar-hagverdiyev.blogspot.com.
  2. Новиков А.М. «Боже, не дай мне сойти с ума...» // Народное образование / Новиков А. – 2005. -№ 5. с. 238.
  3. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии будучи зависимым от интернета // Психологический журнал, 2004, т. 25, № 1, с. 90-100.
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  5. Дубинина, Т.М. Дети в интернете / T.Дубинина // ИКТ в образовании. - 2008. - № 14. - с. 4-5.
  6. Гинзбург Э. Когда компьютер приносит несчастье / Элеонора Гинзбург // Образование в России. - 2006. - № 11. - с.5
  7. Панов С. «Интернет-зависимость: причины и результаты» / С.Панов // Учитель. – 2007. - №5. – с.63.
  8. Issues for DSM-V: Internet AddictionJerald J. Block, M.D. http://ajp.psychiatryonline.org
  9. http://od-edu.com/ Журнал «Аудитория»
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.