Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Инновационная деятельность учителя математики в условиях реализации ФГОС нового поколения

Авторы: Аджемян Гаянэ Ашотовна 1, Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Победитель ПНПО 2008, победитель конкурса Грант Москвы в 2009оду, лауреат ВВЦ в 2002 году, Софина Наталья Владимировна 2
1 ГБОУ ЦО "Технологии обучения", 2 МКОУ СОШ № 26 п. Кропачёво, Челябинская область
"Природа и декоративная геометрия" - интересный, наполненный естественной красотой курс о триединстве природы, геометрии и декоративно-прикладного искусства. В удобной и занимательной форме в курсе представлен материал для тех, кто интересуется геометрией, физикой и декоративным оформлением, кто любознателен и любит необычные задания из природных материалов.
Окружающую действительность можно познать в адекватном восприятии триединства природы, геометрии и декоративного оформления.

Эффективность учебной деятельности учащихся на уроках математики в  5–6 классе во многом зависит от степени их познавательной активности, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Повышению познавательной активности на уроках математики могут способствовать разнообразные задания с физическим содержанием (задачи, практические и лабораторные работы).   Внеурочную познавательную деятельность школьников можно организовать, например,   в форме факультативного или элективного курсов, которые объединяют все виды деятельности школьников (научно-познавательную, художественно-эстетическую, проектную) c возможностью решения задач их воспитания, развития  и социализации. Для реализации поставленной цели инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителя в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание определенной инновационной среды.

В 2009 году в соавторстве с учителем ИЗО МКОУ СОШ №26 п. Кропачево Челябинской области Софиной Наталией Владимировной разработан электронный курс «Природа и декоративная геометрия». Данный курс –  развивающий, является курсом дополнительного образования и предназначен для учащихся 5-9-х классов. Используемая электронная среда создана на основе широко известной Open Source LMS Moodle. На курсе предусмотрены очно-дистанционные занятия.

Материалы курса нацелены на гармоничное развитие личности средствами эстетического образования, создание базы для освоения элементов физики и геометрии, развитие художественно-творческих умений и навыков, формирование универсальных учебных действий, содействие активному применению информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.  Главная цель курса – сформировать умение правильно наблюдать за природой, научить признать и беречь ее красоту.  Главная задача курса – показать триединство природы, геометрии и декоративного оформления.

Содержание курса и методика его изучения помогают учащимся удерживать и воссоздавать целостность картины мира; обеспечивают осознание им разнообразных связей между объектами и природными явлениями, наблюдаемыми в реальной действительности, и в то же время формируют умение видеть с разных сторон один и тот же предмет и формулировать свое отношение к нему; обеспечивают развитие творческих способностей ученика (интуицию, воображение, «геометрическую зоркость»).

Тематическое планирование курса предусматривает параллельное изучение природных явлений с физическим содержанием, фигур на плоскости и в пространстве, их применение в декоративном оформлении. Роса и туман, куб и квадрат, треугольник и тетраэдр, многоугольники и многогранники представлены в едином блоке. Практические работы из природных материалов  («Ёжик из шишек», «Подставка для чашки», «Шкатулка для мелочей», «Плетеная ваза из бумаги», «Рисуем веточкой березы» и т.п.), выполняемые  при изучении данного курса, рассматриваются и на плоскости, и в пространстве.Пространственные тела выступают производными плоских фигур, и наоборот.

 

Примеры практических работ

 

«Подставка для чашки»

Описание: mac:Users:user:Desktop:3.JPG

«Ёжик из шишек», «Панно из листьев», «Шкатулка для мелочей»

Описание: mac:Users:user:Desktop:5.jpg

«Плетеная корзина»

Описание: mac:Users:user:Desktop:02.JPG

«Рисуем веткой березы»

 

Общая характеристика курса. В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии: «Окружающий мир», «Наглядная геометрия», «Геометрические фигуры», «Геометрические преобразования», «Декоративное оформление». Материал, относящийся к содержательной линии «Окружающий мир», включает межпредметные знания, которые находят применение, как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах. Изучение отдельных тем проходит в компьютерных средах «Живая математика», «GeoGebra», «Cabry3D», предназначенной для построения динамичных чертежей. Все иллюстрации курса являются авторскими.

Дляактивизации деятельности учащихся при выполнении практических работ созданы видеоролики с природными мотивами («Наш сосед - ёжик», «Лесные обитатели: белка», «Здравствуй, черепаха Геша!», «Что такое ПЛАМЯ?», «Мыльные пузыри – сферики», «Панно из листьев» и т.п.), задания с анимациями и  проблемными ситуациями, мастер-классы учащихся; новые понятия вводятся с помощью наглядных иллюстраций, динамических чертежей и т.п. Привлекают и повышают самооценку учащихся короткие рассказы и стишки, придуманные ими про природные явления и мотивы. Доступность, наглядность и красочность курса достигается за счѐт созданных в программах iMovie, IPhoto. Cabri3D, GeoGebra, QuickTimePlayer, Живая математика красочных видеороликов, интерактивных моделей, аудио-видео записей, презентации и т.п.

Практические  занятия проводятся по материальным технологиям (лепка из глины, работа с бумагой, природным материалом (шишки, сушеные цветы и листья, камешки, спички, ветки березы и т.п.), которые способствуют развитию эмоциональной, познавательной сфер учеников, формированию конструктивно-игровой деятельности. В рамках работы по овладению технологическими навыками, предусмотренными материалом курса, учащиеся овладевают технологическими навыками по работе с компьютерными программами Живая Математика, GeoGebra, QuickTime Player, OpenOffice.org, TextEdit, GraphicConverter, Skype, Adobe Photoshop.

Работа учащихся организуется так, чтобы способ решения был сначала описан словесно, а затем зафиксирован в виде модели, а потом осуществляется переход к декоративному оформлению.

Форма отчётности учащихся. Программа курса построена таким образом, что весь теоретический материал закрепляется  творческими работами. Формируемые УУД проверяются при  тематическом контроле в виде тестов. Время проведения тематического контроля  - 20 минут.Выполнение творческих проектов основывается на исследовательской работе учеников. Итоговое занятие – проектная работа и выставка работ учащихся.

В курсе предусмотрены индивидуальные и групповые формы работы.

Основные методы обучения: метод проектов (позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся); монологический, диалогический, объяснительно-иллюстративный; беседа; демонстрации; тесты; кроссворды; практические работы;  наблюдение в природе.

Средства обучения: ролики;флеш-ролики;апплеты, наглядно-иллюстративный материал, презентации.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты: создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях, развитие коммуникативных навыков учащихся; обсуждение творческого воображения учащихся в практической деятельности, формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

Результаты    обучения  по программе. Выбор учащихся 5-6 классов не является случайным. Он обоснован возрастными особенностями младшего подростка –развитием способности подростка к конкретизации, иллюстрированию, открытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях,  необходимостью в общении и готовностью ко всем видам учебной деятельности и т.п. Обучение в курсе «Природа и декоративная геометрия»целесообразно проводить не только для успешного изучения курса физики, химии, биологии  в будущем, но и с целью поставить обучаемых в такие условия познания,  общения и взаимодействия с объектами реальной действительности и их абстрактными моделями, которые будут способствовать самостоятельному выходу обучаемых из затруднительной ситуации, поиску способов решения проблемы и творчеству – формированию на этой основе универсальных учебных действий.

Использование в образовательном процессе средств ИКТ направлено на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения обучающимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания; направлено на процесс интеллектуального, творческого, нравственного и эстетического развития школьников.

Внеурочная учебная деятельность дает наиболее ощутимые результаты для обучающегося с любым уровнем подготовки, поэтому готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Инновационная деятельность, младший подросток, универсальные учебные действия, триединство, природа, геометрия, декоративное оформление.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.