Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Современные тенденции в области внедрения инновационных процессов в систему образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
В наши дни легко проследить тренд, выражающий себя в изменении образа образования в целом: старые формы демонстрируют все меньшую эффективность по сравнению с инновационными методологиями, проникающими на все уровни системы образования. Это обуславливает актуальность данной проблематики и определяет то, что в данной статье рассматриваются тенденции инноватизации системы образования и ее процессов.

В наши дни легко проследить тренд, выражающий себя в изменении образа образования в целом: старые формы демонстрируют все меньшую эффективность по сравнению с инновационными методологиями, проникающими на все уровни системы образования. Выделим ключевые тенденции в данном направлении: переход к самообразованию и направленность на проектную деятельность; применение инновационных систем обучения и оценки качества знаний; направленность на формирование нелинейного мышления; стандартизация образовательных процессов с нацеленностью на парадигму "образование в течение всей жизни"; изменение роли преподавателя. Рассмотрим эти тренды подробнее. 

На смену традиционным лекционным и семинарским занятиям приходят новые или обновленные  формы обучения: большую значимость приобретают проектно-исследовательский подход и самостоятельное образование. Если второе как форма существовало уже давно, но, тем не менее, активную роль начало играть лишь сейчас; то первое является кардинально новым методом в организации образовательного процесса. 

Понятие проектно-научного подхода в образовании можно раскрыть через такие его характеристические свойства, как: сокращение часов аудиторной работы, оценка качества знаний по результатам научно-проектной деятельности, направленность на ведение исследовательской деятельности. Оба этих метода должны привнести следующие положительные элементы в систематику образовательных процессов:

  • оценка знаний по прикладным результатам их применения;
  • ориентация на самостоятельность в обучении;
  • развитие навыков эвристических и нелинейных методов решения проблем;
  • индивидуализация процесса обучения;
  • для обучающихся, желающих и дальше продолжать научную деятельность, данный базис позволит перейти к этому без существенного изменения деятельности;

Инновационные формы обучения можно условно разделить на две группы: это прикладные занятия, такие как: кейсы и деловые игры и информационные системы обучения. 

Первая форма призвана привить обучающимся прикладные методы решения задач путем помещения их в среду, наиболее близкую к реальным ситуациям, в которых им при дальнейшей практической деятельности понадобится решать сложные задачи. Здесь можно выделить такие методы: решение кейсов, "мозговой штурм", деловые/ролевые игры, эвристическое моделирование, тренинги. Такие ситуации должны научить обучающихся применять свои знания и навыки в условиях командной работы, ограниченного времени, неполноты информации по проблеме, что должно перенаправить вектор образовательных процессов на нелинейность мышления. 

Вторая форма неразрывно связана не только с, собственно, системой получения знаний, но и системой их контроля: основная причина необходимости таких систем состоит в возможности создания структурированной базы данных о результатах обучения и, соответственно, нивелирования человеческого фактора. Учитывая ранее описанный тренд о переходе к самообразованию, можно сказать, что такие системы должны стать своего рода системами сопровождения самостоятельного образовательного процесса, предоставляя пользователю материалы по необходимым дисциплинам централизованно, достоверно, своевременно. При этом материал может быть представлен не только в текстовой, но и в визуальной, аудио-форме. 

Системы же контроля знаний обеспечивают собой такие критерии эффективного образования, как прозрачность, справедливость (независимость от отношений с работниками образовательный системы), оперативность, системность, структурированность. Здесь можно выделить как выполнение домашних заданий и их оценку, так и проведение экзаменационных мероприятий, причем необходимо упомянуть, что речь идет не столько о традиционных тестовых системах, сколько о системах с генерацией нетривиального контента. В совокупности с необходимостью применения информационных средств защиты таких систем мы можем утверждать, что полученные в результате такого вида контроля результаты будут "очищены" от следующих погрешностей: нерелевантные результаты ввиду несобственности (списывание, помощь со стороны, угадывание ответов)(достигается за счет индивидуализации заданий и сокращения количества тестовых контролей), влияние человеческого фактора (возможно лишь на этапе создания темплейтов будущих систем проверки), ошибки сбора результатов (автоматизированноемнаполнение и анализ структурированной базы данных).

При этом широкое применение таких систем как "Competentum Magister Plus", "Indigo Test" позволяет нам говорить о том, что и в российской системе образования уже идут процессы интеграции информационных систем. 

Здесь же стоит заметить, что данные системы реализуют парадигмы стандартизации систем образования, но с возрастающей ролью индивидуальных его видов. 

Общие вектора развития человеческого социума таковы, что линейность мышления перестает быть преобладающим видом человеческого сознания ввиду переноса рутинных и стандартизированных действий и задач на автоматизированные системы. В этом же направлении должна и меняется система образования: все большее внимание уделяется формированию эвристической методологии исследований, направленность на решение нестандартных задач путем как применения инновационных форм обучения, описанных выше, так и введением в учебные планы творческих дисциплин, таких как: эвристика, разработка нейронных сетей, генетические алгоритмы. Приобретение умения разрешать нестандартные ситуации также индивидуализирует процесс обучения. 

Широкое применение Болонского методологического базиса и его производных позволяет нам говорить о результатах стандартизации образования: помимо глобальной взаимной признанности систем получения знаний, этот процесс должен позволить разработать общие критерии оценки самих систем. 

Применение показателей, оценивающих не только количество, но и качество получаемой информации в процессе образования в условиях глобализации этих направлений должно разрешить ситуацию с возможностью продолжения образования в любой момент времени в любом месте (как пример, широкое распространение дистанционных форм получения образования), то есть реализовать парадигму "образование в течение всей жизни". Все возрастающая роль отводится послевузовскому образованию, что основано на концепции быстрого морального износа трудового капитала (устареваете информации). 

Из всего этого вытекает и параллельный механизм изменения роли преподавателя в учебном процессе:

  • нивелируется его роль как непосредственного источника знаний, исходя из процесса перехода к самообразованию;
  • перенаправление на научно-проектный подход переопределяет роль преподавателя как координатора научной деятельности;
  • введение информационных систем получения знаний и оценки их качества переводит преподавателей из роли оценщиков в роль проектировщиков данных информационных систем, что повышает требования к их навыкам;
  • парадигма "образование в течение всей жизни" усиливает роль преподавателей уже как организаторов инновационных процессов послевузовской методологии получения знаний;

В заключение скажем, что данные тенденции и их имплементации отражают общую направленность людей на творческую, нерутинную деятельность, что в конечном счете повышает общий научный потенциал человеческого общества. 

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Самообразование, информационные системы, научно-проектный подход, глобализация, инноватизация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.