Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Инструменты социальной сети в качестве образовательной платформы для дистанционного обучения по предметам гуманитарного цикла

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 216 с углублённым изучением польского языка имени А.Мицкевича Центрального района Санкт-Петербурга
Для каждого педагога всё более остро встаёт вопрос об организации собственной площадки для проведения дистанционного образования учащихся. Платформы для создания собственной обучающей площадки можно разделить на три группы: на базе социальной сети, блогосервиса и независимого хостинга. Каждый педагог выбирает свой путь в создании образовательного ресурса.
Детям цифровой эпохи от самых маленьких дошколят до студентов вузов привычней, интересней и комфортней учиться в информационно-образовательном пространстве Интернет, чем работать с карандашом и бумагой!

Реализация проекта portfolio.ru позволила разрешить противоречие между бурным развитием инструментария социальных сетей, совершенствованием технических возможностей средств телекоммуникаций, программных и аппаратных решений для наглядного представления больших объемов текстовой, аудио и видео информации в сетях, возможностями эффективной организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между пользователями сетей, с одной стороны, и недостаточным уровнем использования инструментария социальных сетей для создания в сети своего контента, представления его, обсуждения и общественной оценки личностных, учебных, научных, профессиональных достижений пользователей, с другой стороны.[1]

Современные платформы для  ДО представляют широкий спектр инструментария для организации качественного обучения. Но один существенный недостаток все-таки следует отметить. LMS ориентированы на размещение преподавательского контента. Студенту или ученику дается право отсылать свои работы по электронной почте и участвовать в дискуссиях. Но этого явно мало! Из этой цепочки незаметно выпал контент обучаемого. А ведь ему тоже необходимо дать почувствовать себя творцом!

Именно этот недостаток компенсирует инструментарий социальной сети 4portfolio.ru - бесплатного конструктора сайта, сайта-портфолио.

Хочу поделиться своим опытом по созданию урок в социальной сети 4 portfolio.ru с помощью моего сайта учителя «Педагогический поиск. Сайт учителя истории и обществознания Вагу Марии Викторовны».

Какие элементы должны присутствовать при разработки дистанционного урока? Обязательно размещаю анонс урока, в котором учитель объясняет почему так важно изучить тему. Дистанционный урок отличается от классического прежде всего тем, что необходимо и целесообразно прописывать четко и пошагово инструкцию для обучающегося.

Подготовительный этап урока трудоёмкий для педагога, но зато этот урок можно использовать в следующем учебном году. Обязательно надо размещать дополнительный справочный материал-карты, схемы, хронологию, файлы (презентации, буклеты и т.д.), полезные ссылки, глоссарий.

В социальной сети 4portfolio.ru обучаемый имеет возможность создать веб-порфолио, которое включает: многостраничный сайт и закрытое от посторонних глаз персональное пространство - копилка файлов, записные книжки, конструктор планов.

Обучаемый  размещает на страничках веб-портфолио свои контрольные работы, доклады, эссе, рефераты. Педагогу целесообразно чётко прописывать инструкции по выполнению заданий. Приведу несколько примеров инструктажа:

Задание 1.

Вы видите 3 схемы социально-политической структуры древневосточных обществ. Составьте схему социально-политической структуры Древнего Египта. Файл с выполненным заданием разместите на страничке "Загадочный Египет" в своём веб-портфолио.

Выполненное задание 1 назовите (Задание1_ФИ) и разместите на страничке "Загадочный Египет". Тип файла может быть jpg, png, а также слайд презентации PowerPoint, Word, Excel.

Задание 2.

Скачайте презентацию "Великие пирамиды Египта"и выполните тест. Затем в «Мой компьютер», на диск D, будет находиться  созданный файл test.txt. По умолчанию файл откроется в текстовом редакторе Блокнот и будет содержать данные о выполнении теста (ФИ учащегося, класс, отметка, количество правильных ответов, время выполнения теста). Сохраните этот документ как Задание2_ФИ и разместите на страничке своего веб-портфолио.

Обучающиеся являются членами учебного сообщества и могут видеть работы друг друга. Это сильно влияет на мотивацию учеников, т.к. они свою работу увидит не только учитель, но и одноклассники, поэтому необходимо постараться и выполнить задание хорошо. Имеется возможность комментировать и обсуждать работы друг друга, что позволяет повысить объективность отметки.

Учитель имеет возможность заинтересовать учащихся и инструменты социальной сети позволяют это сделать, т.к. педагог имеет возможность организовывать конкурсы, конференции, семинары. Приведу следующие примеры:

Вариант 1.

Вступите  в учебное сообщество "Делаем кроссенсы", на форуме откройте Конференция "Загадочные пирамиды" и разместите своё выступление. Не забывайте комментировать выступления своих одноклассников.

Вариант 2.

Создайте кроссенс и разместите его на форуме "Предлагаем свой кроссенс" в сообществе "Делаем кроссенсы". В этом разделе форуме Вы можете разместить изображение своего кроссенс (вставить URL) и установите размере (желательно не более 200х200), затем кликни ЛКМ по изображению и добавьте ссылку (URL) на Ваш кроссенс. В заголовке напишите название кроссенса и Ваши ФИ. (Кроссенс "___" ФИ).

Но самое удивительное - обучаемые данный подход к размещению контента восприняли как данность, как привычную форму сетевого взаимодействия. Но эта данность позволила повысить мотивацию обучаемых, уровень выполненных контрольных работ. Значит данный подход следует тиражировать и дальше в отечественной системе образования, также, как он растиражирован в системе образования США, Великобритании, Новой Зеландии и других странах.[2]

Список использованных источников
  1. http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/06/14/o-zapuske-novoy-sotsialnoy-seti-4portfolioru
  2. http://www.proshkolu.ru/user/Svetlanapanyukova/blog/436368/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  дистанционный урок, социальная сеть,веб-портфолио,образовательная платформа

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.