Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Некоторые аспекты дистанционного обучения, как одной из современных инновационных форм развития вузовского и послевузовского образования

Авторы: Саитгареева Руза Шакирьяновна, Шаяхметов Ильдус Фаатович, к.б.н,доцент ВАК, Коробкова Светлана Александровна, доцент ИЭИУ, Богданова Оксана Анатольевна, доцент ИЭИУ, Кузяшев Азат Нургалеевич, к.э.н.,доцент ВАК
Академия ВЭГУ
В данной статье поднимаются некоторые аспекты дистанционного обучения в вузовской среде, как одной из инновационных форм обеспечения развития высшего и послевузовского образования.

На сегодняшний день дистанционное образование востребовано крупными, особенно территориально-распределенными коммерческими и государственными структурами. Перспективы дистанционного обучения в России самые оптимистические, благодаря сочетанию огромного спроса на альтернативные способы обучения и возможности перенять наиболее удачный опыт иностранных компаний. Тем более что стремительному развитию этого рынка способствует ряд условий: и готовность потребителей, и наличие поставщиков, и уровень развития рынка ИТ – образования в целом.

В рамках Академии ВЭГУ, где  одновременно осуществляется реализация уровневой подготовки студентов и несколько образовательных программ, а также  практикуются самые различные формы обучения (очная, заочная, дистанционная), будет весьма полезно ознакомиться с методикой проведения электронных семинаров – одним из современных дидактических элементов обеспечения модернизации экономического образования, которые вполне успешно стали применяться в последнее время и в нашей стране.

Дистанционные технологии становятся альтернативой традиционной форме обучения, как для образовательных структур, так и многих россиян. Острая нехватка времени, обучение на месте проживания (особенно для людей с ограниченными возможностями), индивидуальный подход в обучении вынуждает использовать для получения новых знаний   любую свободную минуту и оставляет меньше возможностей для очного обучения.

Рассмотрим  только некоторые моменты  в сравнительной таблице 1.

Таблица 1. Некоторые особенности традиционного и дистанционного обучения.

Форма организации обучения Отдаленность Возраст Срок обучения Внутренняя мотивания Стоимость обучения Качество обучения Применение информационных технологий Доступность для лиц с оганиченными возможностями
Традиционное обучение Играет значение Для очного -35 лет, для заочного-50 лет Бакалавриат-4года, магистратура 2 года Часто отсутсвует В зависимости от  статуса вуза,  страны В зависимости от  статуса вуза,  страны Не всегда присуствует Слабая
Дистанционное обучение Единственное условие – наличие Интернет Нет ограничений Все зависит от  выполнения плана графика Высокая В 2-3 раза меньше Высокое,  по причине внутренней мотивации обучающегося Присутствует на высоком уровне Высокая

     

Очевидно, что, дистанционные технологии  в образовании создают достаточно  большие преимущества по сравнению с  традиционными.

Кроме того, в случае открытия тематической дискуссии (электронного семинара),  тьютор должен  обозначить срок ее начала и завершения, а также при закрытии дискуссии сделать обобщение и отметить наиболее успешно проявивших себя обучающихся студентов. При выполнении вышеперечисленных функций от тьютора не требуется составление и рассылка объемных рекомендаций или доминирование в дискуссиях (электронных семинарах). Основная задача тьютора - помогать и поддерживать студентов при обсуждении учебного материала или практического опыта работы.

Предполагается, что тьютор в системе дистанционного обучения (СДО) должен активно использовать форумы и в социальном плане. Для этого тьютор помогает студентам увидеть в форумах учебного курса (модуля) как  один  из основных  средств общения. Социальные контакты и дискуссии учат студентов  более уверенно пользоваться форумами и будут способствовать развитию учебного процесса. Поэтому, например, считается, что  не следует  слишком волноваться, если граница между социальным общением и учебным использованием форумов и конференций окажется размытой. Тьютор может даже сам начать подобную дискуссию, опубликовав в СДО комментарий социального характера. Если относиться к Форуму курса как к месту, где допустимы только серьезные дискуссии на учебные темы и нет места юмору, у студентов не будет большого желания заходить в форумы и активно там работать.

Применение ИТ позволяет проводить обучение студентов, а также организовывать проведение различных видов практик в том числе и в виртуальной форме. Достаточно большой опыт в проведении таких виртуальных практик имеет  Академия ВЭГУ (например обучение студентов в программных средах «Бизнес-Максимум», «1С: Предприятие 8.2», «1С: Управление кредитной организацией», «ProjectExpert», «AuditExpert» и т.д.). Студенты, успешно прошедшие данный вид практики и защитившие свои отчеты, получают зачет и в дальнейшем успешно участвуют в различных конкурсах молодых предпринимателей и выигрывают гранты и другие виды поощрений.

     В современной системе (на сегодняшний день, в основном при дистанционном обучении студентов) быстрыми темпами расширяется применение следующих форм работы на форумах:

1. On-line электронный семинар. При такой форме работы на форуме тьютор оповещает обучающихся студентов электронной рассылкой о времени и теме on-lineсеминара. В указанное время тьютор проводит обсуждение в реальном времени. При этом тьютор как может формировать виртуальные группы из студентов, к примеру, формулируя задание минигруппе провести мозговой штурм по оценке  риска описанного тьютором проекта, или распределяет роли и опять же просит принять такое-то решение. Отдельной веткой форума может пойти обсуждение - мозговая атака каждой из групп.  Для организации дискуссий в режиме реального времени большую роль играет умение тьютора обобщать и подводить итоги. Обобщение предполагает соединение всех направлений дискуссии, чтобы стимулировать дальнейшую дискуссию, для этого возможно, потребуется:

  • переформулировать основной вопрос, чтобы внести большую ясность;
  • соотнести между собой различные направления дискуссии или идеи, чтобы придать стройность учебному процессу.

Далее происходит подведение итогов. Периодическое подведение итогов электронной дискуссии помогает расставить акценты и дает ее участникам возможность обдумать сделанное и двинуться дальше. Задача аналогична обобщению, но подведение итогов, как правило, проходит по завершении темы, что позволяет участникам увидеть основные компоненты дискуссии или спора. При подведении итогов  тьютор должен: обозначить области, где достигнуто согласие, и области, где мнения разошлись; указать  вопросы перспективы в сравнении с фактами; отметить пробелы в дискуссии; связать  электронную дискуссию с другими дискуссиями или материалами. Предполагается так же, что обобщения могут проводить в том числе и студенты. У них должна быть такая возможность во время дискуссии в подгруппах, а с течением времени тьютор  должен рассмотреть возможность делегирования этой функции в отношении конкретных идей или тем в рамках основной темы форума. Таким образом, так же , как, например в менеджменте, обязанность, делегированная творчески, скорее всего, будет формировать положительное отношение к данной среде общения и, таким образом, давать положительный опыт всем студентам-участникам.

2.  Электронный семинар off-line. Данная форма проведения семинара позволяет студентам  не быть жестко привязанными к определенному времени, но также должна иметь временные ограничения (например, 7 суток). Тьютор оповещает обучающихся электронной рассылкой о времени и теме семинара. На форуме тьютором создается тема семинара и выкладывается материал для обсуждения (кейс, пример, фрагмент статьи или книги), в обсуждении которого принимают участие студенты. Остальные рекомендации аналогичны случаю проведения on-lineэлектронного семинара.

Таким образом, в результате краткого анализа организации работы тьютора (преподавателя) на разнообразных форумах  очной, заочной, очно-заочной (вечерней), дистанционной вузовской и послевузовской форм и систем  дистанционного обучения студентов, можно сделать вывод, что многое из рассмотренного выше методики проведения электронных семинаров можно активно использовать и при очной, заочной, очно-заочной, дистанционной формах организации обучения в условиях уровневой подготовки студентов в рамках российских вузов. В целях внедрения инноваций в систему высшего образования в нашей стране, следует более активно применять и развивать все позитивные, качественные, эффективные  наработки в плане методики проведения дистанционных форм занятий (электронных семинаров и т.д.) в системе вузовского и послевузовского дистанционного обучения, постепенно внедряя и неуклонно расширяя в дальнейшем их применение.

Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  инновации в образовании, дистанционное обучение, СДО (система дистанционного обучения), современные ИТ в сфере образования, преподаватель-тьютор, виртуальная практика, виртуальная фирма

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.