Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы

Автор: Новикова Нина Александровна, Грамота МО РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №3 им. А.С. Пушкина г. Орла Орловской области
В работе рассматривается роль использования ЭОР на уроках русского языка и литературы. Показано, что позволяет учителю внедрение в учебный процесс новых информационных технологий на разных этапах урока с учётом возрастных особенностей учащихся. Представлен опыт применения на уроках информации электронных образовательных ресурсов.
Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я запомню! Дай мне попробовать, и я научусь! (Древняя китайская пословица) Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования (Н.А. Рубакин)

Развитие технологий в образовании позволяет учителю изменить ход и содержание учебного процесса. Цель образования на современном этапе – научить ученика самостоятельно пополнять свои знания, используя разные источники, в том числе и электронные образовательные ресурсы. Именно поэтому учителю необходима новая модель обучения, построенная на основе современных информационных технологий, которые помогают по-новому построить образовательную систему.

Что позволяет учителю внедрение в учебный процесс новых информационных технологий? Во-первых, сделать урок не только увлекательным, более ярким, но и насыщенным, более эффективным. Практика показала, что применение различных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить темп урока и увеличить объем работы учащихся как самостоятельной, так и индивидуальной.

Во-вторых, появилась возможность на одном уроке использовать гораздо больше разных форм работы: кроссворды, иллюстрации, видеофрагменты, рисунки, занимательные задания, тесты. Смена видов деятельности, особенно в 5-7 классах, способствует тому, что обучающиеся меньше устают на уроке, нет однообразия, которое утомляет детей, особенно творческих. Следовательно, у школьника развивается интерес к предмету и появляется желание принять участие в работе самому: подобрать иллюстративный материал, сопоставить произведения разных видов искусств, поработать с дополнительной информацией. Работа с электронными ресурсами очень нравится ученикам. Они с удовольствием включаются в подготовку к урокам, если надо приготовить презентацию, связанную с жизнью и творчеством того или иного писателя. Как правило в старших классах ученики уже занимаются научно-исследовательской деятельностью, а результатом работы становится создание проектов или презентаций по заданной теме. Так мои ученики создали ряд презентаций, где нашел отражение литературно-краеведческий материал по темам: «Вернись на родину, душа» (Орловский период жизни И.А. Бунина), «Тургеневские места в живописи А.И. Курнакова», «Братья наши меньшие в творчестве И.С. Тургенева», «Искусство видеть красоту» (Весна в живописи, музыке и творчестве Ф.И. Тютчева), «Через тернии к звездам» (О жизни и творчестве А.А. Фета) и другие. Презентации я использую на уроках литературы и русского языка при объяснении нового материала, при закреплении знаний и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР.

В-третьих, образовательные ресурсы помогают учителю построить урок, основанный на метапредметных связях. Одним из направлений моей работы является проведение интегрированных уроков: литературы и русского языка, литературы и истории, литературы и иностранного языка; литературы, музыки и изобразительного искусства, литературы и биологии, литературы и географии, и даже есть опыт проведения уроков литературы и математики. В подготовке к таким урокам нельзя обойтись без информации ЦОР.

В своей практике использую показ представленных в Интернете видеоуроков по различным темам как по русскому языку, так и по литературе. В сети Интернет есть сайты различных музеев, картинных галерей, библиотек, материалы которых тоже использую на уроках. Сейчас стало возможным при изучении творчества писателя, не выходя из кабинета, «посещать» литературные места. Вызывает интерес у школьников и такая работа, как сопоставление художественного произведения и его экранизации. Ребята активно включаются в обсуждение работы режиссера, актеров.

Что любят ребята среднего звена? Мультимедиауроки и иллюстрации, которые я использую при объяснении нового материала. Эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные языковые явления, активизировать творческую деятельность учащихся (написание мини-сочинений, оценить работу виртуальных учеников), организовать обсуждение увиденного материала, что позволяет развивать коммуникативную компетенцию учащихся.

Большой интерес вызывает работа с интерактивными таблицами, различными схемами, которые помогают не только объяснить новый материал, но систематизировать изученный. С помощью таблиц школьники учатся анализировать языковые явления, делать выводы, обобщения, что позволяет ученикам повысить уровень грамотности и языковой компетенции. Интерактивные таблицы обладают повышенной наглядностью. Отдельные из них бывают многоуровневые и содержат полную информацию по целому разделу, что позволяет использовать их в течение периода изучения определенных тем и даже разделов, например «Чередующие гласные в корне слова», «Имя существительное», «Имя прилагательное» и другие.

На этапах закрепления нового материала и повторения я использую ресурсы, содержащие электронные задания, тесты, которые помогают и в подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА. Иными словами, ЭОР можно использовать на всех этапах урока. Особенно неоценимо использование ЭОР при проведении дистанционных уроков с детьми с ограниченными возможностями, и в этом приходит на помощь центр образования «Технологии обучения».

Конечно, очень важно не перегрузить учащегося информацией, поэтому объем учебного материала необходимо определять с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика за компьютером, а также с учетом основных дидактических принципов обучения русскому языку и литературы.

В заключение хочу обратить внимание на то, какие ЭОР часто использую в своей практике. Это:

  1. Единая коллекция ЦОР
  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  3. http://interneturok.ru/
  4. http://iclass.home-edu.ru/
  5. http://ege.yandex.ru/russian/
  6. http://ege.yandex.ru/literature/
Список использованных источников
  1. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011
  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах
  3. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Русский язык, литература, современные информационные технологии, ЭОР, метапредметные связи, видеоуроки, сети интернет, мультимедиауроки, иллюстрации, интерактивные таблицы, электронные задания, тесты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.