Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО МОДЕЛИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ГБОУ СОШ №2009 г.Москва
Рассматривается возможность использования методики смешанного обучения по модели «перевернутый класс» на уроках информатики в массовой школе. Организация интерактивной среды обучения с применением сервисов ВЕБ2.0. «Перевернутый класс» – форма, при которой обучение проводится как в очной форме, так и с использованием технологий дистанционного обучения.

Переход на ФГОС ООО предполагает иные, отличные от традиционных,  требования к результатам освоения основных образовательных программ. Особое внимание обращается на метапредметные результаты образовательной деятельности, которые предполагают формирование и развитие в ходе образовательного процесса личностных качеств обучающихся; внутреннюю мотивацию к учению; развитие общей культуры, понимание ценностно-нравственного значения образования, воспитания ответственности за свое обучение.

Использование сервисов WEB2.0, реализация модели смешанного обучения «blended leaning»  и в частности методики «перевернутый класс» позволяют преодолеть трудности, возникающие при организации традиционного урока информатики, и предложить  варианты проведения урока,  построенного с учетом современных требований к образованию, целей и задач ФГОС ООО.

Современные технические средства и средства коммуникации предоставляют огромные возможности для общения вне класса учителя с учениками, учеников между собой, самостоятельного поиска информации. Обучение возможно построить так, что изучив теоретический материал дома, ученик приходит в класс,  чтобы выяснить непонятные  вопросы, которые остались после домашней подготовки и закрепить пройденное.

Основная идея технологии «перевернутого» обучения  заключается в том, что учащимся предлагают ознакомиться с материалами урока заранее, до урока.  Вначале записанное видео по материалам нового урока  раздается ученикам (выкладывается на общий ресурс). В качестве домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции, самостоятельно проходят новый теоретический материал. Ученик может смотреть в удобное время и  несколько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Мотивированный ученик может прослушать объяснение столько раз, сколько ему нужно, чтобы понять материал. Попутно он может обратиться к учебнику и дополнительным ресурсам. Кому-то будет достаточно посмотреть один раз, а кому-то больше. Учитель к этому ролику прилагает один-два вопроса или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала.

От того, насколько ответственно ученик будет выполнять  домашнее задание,  будет зависеть его успешность на уроке. Подобная форма организации урока позволит привлечь учеников к реальной деятельности на уроке, а не скучному записыванию лекций за учителем.  Для этого нужно поменять содержание домашней работы и работы на уроке. Вместо выполнения обычных домашних упражнений  ученику предоставляется доступ к электронным ресурсам. Получив начальные знания  и сформировав свое представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активной форме обучения, т.е. к анализу конкретной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практического задания.

Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе, для некоторых мотивированных групп учащихся, преподаватель может предложить исследовательский метод обучения, а для некоторых учащихся применить индивидуальные формы обучения. В зависимости от педагогической целесообразности учитель делит класс по степени форсированности универсальных учебных действий (УУД), уровню мотивации в изучении предмета и прочее.

В курсе информатики есть темы, которые лучше было бы провести при активной деятельности учащихся на уроке и не тратить урочное время на объяснение материала.  Например, тема «Устройство компьютера» информатика 7 или 8 класса. Как показала практика, очень мало детей когда-либо видели и держали в руках процессор, оперативную память, другие детали системного блока. Очень часто уроки по этой теме проходят без активной деятельности учащихся. Учителя могут показать плакат, стоящий на столе компьютер и прочитать текст в учебнике. Учащиеся, как правило, воспринимают компьютер как некую железную коробку, процессор, оперативная память и прочие детали компьютера  остаются для них абстрактными понятиями. Идея собрать компьютер вызывает живой интерес у детей 13-15 лет.

Мы решили изменить традиционный ход урока по этой теме и предложили учащимся ознакомиться с устройством компьютера дома по видеоматериалам, а на уроке  закрепить свои знания с помощью практической работы в группах. Урок согласуется с учебным планом и  предполагает практическую работу по сборке компьютера. Введение этой практической работы позволяет учащимся  внимательно изучить все детали компьютера, определить их местонахождение  в системном блоке.

Начали с создания интерактивной среды обучения. Для этого можно использовать  бесплатные сервисы Google (сайты, документы, опросы, таблицы). Лучше использовать GoogleApps. Интерактивную среду обучения так же можно создать с использьзованием сервисов Microsoft, например, используя OneNote или Office365.  Использование интерактивной обучающей среды позволяет сосредоточить материал в одном месте, т.е. обеспечить  учащимся одну точку входа. Созданные интерактивные задания с помощью сервисов LearningApps мы использовали как тренажеры для закрепления изученного материала. Канал YouTube/Edu предлагает большое количество видеороликов, которые можно использовать в образовательном процессе. Можно видеоролики записывать самостоятельно, придерживаясь правилу: 1 видеоролик - 1 вопрос - 2-3 минуты.

На уроке ученик становиться активным участником учебного процесса, базируясь на знаниях, полученных до урока. У учителя высвобождается время для контакта с учениками. Фактически, появляется возможность работать с учеником один на один. Больше внимания можно уделить тем учащимся, у которых возникают проблемы с домашней работой. А у продвинутых учащихся теперь больше свободы для того, чтобы учиться независимо от темпа одноклассников. 

Учителя, проводя уроки по методике «перевернутого класса», отмечают следующие преимущества этого метода:

  1. Ученики получают качественное и продуманное учебное видео или электронный образовательный ресурс для изучения нового материала;
  2. Повышение у учащихся интереса и мотивации к изучаемому предмету;
  3. Повышение увлеченности учащихся в работе на уроке. Учащиеся работают в группах, и это им нравится;
  4. Ученики работают в своем темпе. При просмотре видео можно поставить на паузу, перемотать и пересмотреть видео лекцию. Это позволяет ученикам распределить время учебы по своему усмотрению. Можно пропустить то, что кажется понятным и повторить то, что оказалась сложным;
  5. Материалы урока доступны всем учащимся и тем, кто пропустил уроки по каким-либо причинам;
  6. Социализация и понимание учащимися важности командной работы;
  7. Возможность обучения для учащихся  вне аудитории в удобное время;
  8. Более высокая ответственность учеников за свое обучение. Не получается списать домашнее задание;
  9. Ученики помогают друг другу в учебе. Некоторые ученики  понимают  материал быстрее и в «перевернутом классе»  учитель может назначить их наставниками, помощниками;
  10. Учитель выступает в роли координатора познавательной деятельности учащихся;
  11. Индивидуальный подход в обучении за счет высвобождения времени на уроке и подбора заданий по результатам предварительного тестирования. Учитель имеет возможность проводить больше времени один на один с теми учениками, которым нужна дополнительная поддержка и помощь;
  12. Возможность для учителя качественно организовать учебную деятельность, вовлекая в разные виды работ всех учеников класса;
  13. В классе ученики активно работают над заданием, а не пассивно внимают учителю;
  14. Более легкий способ диагностики качества знаний. С помощью компьютерных технологий учитель легко может увидеть, с чем его ученики отлично справляются, а над чем им надо ещё  поработать;
  15. Возможность вовлечения  родителей. Родители тоже могут просматривать материалы урока и помогать своим детям в освоении материала.

Примерный план урока:

  1. Подготовительный этап: учитель создает сайт на сервисе Google (инструкция по созданию сайта),  на котором размещает все необходимые материалы к урокам.
  2. Ставятся  цели обучения.
  3. Домашняя подготовка: учащимся дается домашнее задание - ссылка на сайт для самостоятельной подготовки, где выложены материалы к уроку.
  4. Ход урока: учащиеся работают в группах. План урока опубликован заранее на сайте. Группы формируются учителем на основании результатов предварительного опроса, который учащиеся выполняют дома.
  5. Рефлексия урока.

Сформулируем преимущества и недостатки этого метода и риски, с которыми может столкнуться учитель, начав работать по методике «перевернутого класса» [Таблица 1]

Сравнительные характеристики урока по методике «перевернутый класс»

Преимущества

Недостатки и риски

Для учащихся:
  • качественный эл.образовательный ресурс;
  • повышение мотивации к обучению;
  • повышение  увлеченности работы на уроке;
  • работают в своем темпе;
  • материалы урока доступны всем, в любое время;
  • понимание важности командной работы;
  • обучение вне аудитории в удобное время;
  • повышение ответственности за свое обучение;
  • помогают друг другу в учебе;
  • критически оценивать источники информации;
Для учителя:
  • выступает в роли координатора;
  • индивидуальный подход в обучении;
  • по другому организовать учебную деятельность;
  • ученики активно работают над заданием;
  • легкий способ диагностики качества знаний;
  • возможность вовлечения родителей в учебную деятельность.
Для учащегося:
  • больше времени проводить перед компьютером;
  • неравные возможности доступа в Интернет;
  • трудно привыкнуть к такому построению урока;
  • находить и критически оценивать источники информации;
  • домашнее задание -обязательная часть урока;

Для учителя:
  • ложится большая первичная нагрузка;
  • нужно хорошо владеть ИКТ технологиями;
  • нужно владеть технологиями групповой работы;
  • иметь группу поддержки в своем ОУ;
  • объяснять родителям  достоинства методики

  

Список использованных источников
  1. «Экосистема современного образования» [Электронный ресурс]/ Портал международной конференции.? 26.06.2013. URL: http://blended.internet-school.ru/ (дата обращения 25.04.2014).
  2. Модель смешанного обучения "Перевернутый класс":форум [Электронный ресурс] /Сетевое сообщество учителей «Открытый класс»., URL:http://www.openclass.ru/node/431028 (дата обращения 25.04.2014).
  3. Перевернутый класс:форум [Электронный ресурс] /Сетевое образовательное сообщество Педсовет.org, URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=5049&showentry=29479 (дата обращения 25.04.2014).
  4. Jonathan Bergmann, Aaron Sams “Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day” , [Электронный ресурс] / ISTE. URL: http://www.iste.org/store/product?ID=2285 (дата обращения 20.04.2014).
  5. Деклан Берн (Declan Byrne), Blended learning (смешанное обучение) [ Электронный ресурс]/ TRAININGS.RU.,13.06.2005, URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=6249 (дата обращения 21 .04.2014).
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  перевернутый класс, смешанное обучение, blended leaning, информатика, интерактивная среда обучения

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.