Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Технологии разработки и проведения деловых игр для дистанционного обучения

Автор: Объедков Петр Иванович, Кандидат экономических наук, Доцент
Информационно-образовательный центр "Содружество"

Прогресс в области компьютерной техники и информационных технологий  играет важную роль в развитии применения деловых игр в экономическом образовании и обосновании управленческих решений. Хорошо известен отечественный и зарубежный опыт проведения деловых игр с использованием Интернета: такие деловые игры включаются в образовательные программы вузов, на основе таких игр проводятся международные соревнования, пользующиеся большой популярностью. Тем не менее, возможности современных  информационных технологий для проведения деловых игр  могли бы использоваться более активно. Во многом   это связано с перспективами разработки  деловых игр для применения их в дистанционном обучении.

Хотя игровые имитационные модели не так уж жестко связаны с программными средствами их реализации, выбор этих средств в обычном случае требует определенного обоснования. Следует также учитывать, что существует достаточно большое разнообразие видов деловых игр, которое обуславливает отличающиеся требования к средствам автоматизации и адаптации для применения в дистанционном обучении. Например, возможности для проведения деловых игр в системе дистанционного обучения  среды MOODLEопределяются чатом, как составляющим элементом этой системы. Чат предусмотрен для обмена в режиме реального времени текстовыми сообщениями, как всеми участниками игры, так и отдельными участниками по выбору. [1] Такая реализация может быть достаточно удобной для проведения деловых игр относящихся к классу ролевых. К деловым играм относят также выполнение тестовых заданий в соревновательном режиме. Однако, если в деловой игре предусмотрено более сложное взаимодействие участников и взаимное влияние их решений на текущие и итоговые результаты игры, лучше использовать специальные средства.

В Информационно-образовательном центре «Содружество», г.Рязань первые попытки проведения деловых игр для удаленных участников были связаны с появлением Интернета и электронной почты в сельских школах области. Существовавшие трудности обеспечения безупречного он-лайн режима заставляли принимать решения по электронной почте, обрабатывать в центре и рассылать вытекающее из них изменение игровой ситуации. Несмотря на высокую трудоемкость проведения областных чемпионатов по деловым играм и предваряющих деловых игр для участия в международном экономическом лагере «Содружество», был получен важный опыт развития методического потенциала адаптации деловых игр для проведения их в дистанционном режиме.

Нашим следующим шагом в развитии проведения деловых игр в дистанционном режиме стало использование программного продукта «1С-Битрикс: Управление сайтом» для реализации деловой игры «Континент Содружества». Этот продукт позволяет обеспечить стабильное функционирование и экономичное развитие интернет-проекта, а также минимизировать расходы на сопровождение сайта деловой игры за счет простоты управления структурой и содержанием. Проведение деловой игры не потребует от модератора специальных знаний. Публикация информации не сложнее создания документа Microsoft Word.

К основным возможностям «1С-Битрикс: Управления сайтом» важных для разработки и проведения деловых игр с использованием Интернета относятся: лёгкое управление структурой сайта деловой игры: копирование, перенос, удаление, создание новых разделов и файлов сайта через веб-интерфейс; удобная панель управления сайтом для быстрого выполнения типовых операций непосредственно из публичной части сайта; управление меню сайта: изменение, удаление, добавление пунктов меню и возможность создания неограниченного числа новых типов меню; загрузка на сайт файлов и изображений и т.д. На сайте игры можно легко разместить новости игры, комментарии модератора, фотоальбом, создать уникальный, фирменный стиль игры.

Особенностью СМС является то, что работа с ней не требует установки дополнительного программного обеспечения, на котором ведется работа с сайтом деловой игры. Сама программа размещена на сервере провайдера, а пользователю достаточно иметь простой веб-браузер. Разумеется, СМС должна поддерживать имеющийся у участников игры браузер. «1С-Битрикс: Управление сайтом» - это многопользовательская система, обеспечивающая возможность одновременной работы нескольких редакторов и большого количества авторов с разными правами доступа. [2]

Следующим шагом в совершенствовании проведения деловых  игр в дистанционном режиме стала разработка мобильного приложения под платформу Android.  Эта деловая игра  «ГЛОБУС» (ГЛавное - ОБоснование в Управленческих Ситуациях) разработана в ИОЦ «Содружество» для распространения активных методов обучения экономике и предпринимательству, обучения школьников основам менеджмента и развития у них лидерских качеств, привлечения внимания к возможностям современных информационных технологий, в частности мобильных приложений, для обработки управленческой информации и обоснования управленческих решений.

Деловая игра «ГЛОБУС» проводится Центром «Содружество» среди команд образовательных учреждений для выявления и поощрения школьников, проявляющих особый интерес и добивающихся успехов в освоении экономики и предпринимательства, отбора их для участия в международном экономическом лагере «Содружество». Игра проводится между командами, представляющими образовательные учреждения, проявившие интерес к сотрудничеству с ИОЦ «Содружество» в области  внедрения активных методов обучения для освоения экономики и предпринимательства. 

Список использованных источников
  1. Организация дистанционного обучения в среде Moodle: методические указания для преподавателей/ РГРТУ; сост.: Н.П. Клейносова, Э.А.Кадырова, Р.В. Хруничев, Рязань,2012
  2. Басыров Р.И. 1С-Битрикс. Постройте профессиональный сайт сами! – СПб.: « Питер», 2008.-С.304
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Деловые игры Дистанционное обучение Мобильные приложения

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.