Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Организация процесса обучения с компьютером на уроках в начальной школе

Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10
Поиск эффективных методов обучения несомненно приведёт современного учителя к освоению новых компьютерных технологий, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Так, например, одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.
В современных условиях развития общества происходят очевидные изменения, связанные с изменением роли информации в обществе и всех сферах человеческой деятельности. Информационно-коммуникационные технологии выступают ведущим инструментом информационной деятельности человека в условиях информационного общества.

Образование, находясь в тесной взаимосвязи с обществом, не может оставаться неизменным в сложившейся ситуации. Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы и средства обучения, но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения, переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения, совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в образовании.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного учителя, в том числе, учителя начальных классов.

Поиск эффективных методов обучения несомненно приведёт современного учителя к освоению новых компьютерных технологий, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Так, например, одним из предметов, требующих дополнительные средства обучения, является урок окружающего мира. Не секрет, что уроки окружающего мира требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Здесь на помощь приходит компьютер с его неограниченными возможностями. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия.

Накапливая опыт в составлении и реализации таких уроков, приходишь к выводу, что необходима система уроков с использованием ИКТ. Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point,  для учителя являются опорой для объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. И в этом несомненна помощь мультимедийных энциклопедии Кирилла и Мефодия: «Большая энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Энциклопедия животных», «Энциклопедия здоровья» и др.. Но со временем понимаешь: на уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками отнимает драгоценное время, и приходишь к выводу - нужно заранее готовить тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное сопровождение к параграфам учебника. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель, имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться более внимательно и бережно. Современные ученики сами активно начинают помогать в поиске информации, учатся создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам.

Однако, при всей своей привлекательности, необходимо помнить, что компьютер – это необычное средство обучения. К нему не подойдёшь со знакомыми требованиями.

Применяя ИКТ на своих уроках, необходимо учитывать следующие факторы:

  • Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и т.п.).
  • Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном кабинете.
  • Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером.

Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 3-4 по СанПину 2011года. И не более 10 минут в 1 классе, не более 15 минут во 2-5 классах для каждого обучающегося индивидуально.

  • Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала, то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для учащихся каждой из подгрупп.
  • Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами, с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером на уроке.

При проведении комбинированных уроков и уроков изучения нового материала используется проектор, CD-диски, обучающие программы, демонстрационные программы, Internet, моделирующие программы.

На уроках закрепления знаний, совершенствования, обобщения и систематизации умений и навыков используются обучающе-контролирующие программы, моделирующие системы

На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяются программы с тестовыми системами.

Как правило, на сегодняшний день количество учащихся класса в начальной школе значительно превышает количество компьютеров в кабинете. Применение компьютера дает возможность дифференцировать задания не только по уровню сложности, но и по цели урока. Главным, по-прежнему, остается вопрос организации урока и дисциплины работы с компьютером.

Класс разбит на 3 группы. Каждой из групп подготовлено задание, рассчитанное на 10-12 минут самостоятельной работы с компьютером. Как обеспечить в такой ситуации равномерную загруженность учащихся, избежать суеты и неразберихи? До урока каждый из учащихся узнаёт место работы на уроке и последовательность работы.

Задание учащегося сильной подгруппы строится по схеме:

  1. Постановка цели урока - 2 минуты.
  2. Работа за компьютером - 10-12 минут.
  3. Работа с учебником - 10-12 минут.
  4. Решение задач - 10 - 20 минут.
  5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Задание учащегося средней подгруппы строится по схеме:

  1. Постановка цели урока - 2 минуты.
  2. Работа с учебником - 10-12 минут.
  3. Работа с компьютером - 10-12 минут.
  4. Решение задач - 10 - 20 минут.
  5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Для слабой подгруппы схема задания может выглядеть так:

  1. Постановка цели урока - 2 минуты.
  2. Работа с учителем - 10-12 минут.
  3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут.
  4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут.
  5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут.

Таким образом, урок разбит на пять этапов. 2 этап начинается для всех одновременно. А вот смена этапов для каждого учащегося индивидуальна. Учащиеся второй и третьей подгрупп знают очередность своей работы за компьютером с данным номером. Как только учащийся первой подгруппы освободил компьютер, за него сразу садится учащийся второй подгруппы, а потом - третьей.

Сильные учащиеся освобождают рабочее место, как правило, быстро. Учителю придется проследить за тем, чтобы учащиеся второй группы не занимали компьютер слишком долго. Зато слабые учащиеся в результате получают больше всего времени для работы с программой.

Такая схема построения урока хорошо оправдывает себя. На таком уроке учитель выступает в качестве помощника и консультанта.

С другой стороны, интересно звучит на уроке использование мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычного урока, использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.

     Использование данной технологии позволяет:

  1. Значительно сэкономить время на уроке.
  2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
  3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
  4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

     Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося, и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся. Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают удовлетворение от учебного труда, решив две-три задачи, разобрав теорему с помощью анимации и дикторского голоса. 

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу.

Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

  • усиление интенсивности урока
  • повышение мотивации учащихся
  • мониторинг их достижений

На родительских собраниях я рекомендовала родителям контролировать время и игры, в которые дети играют, и предложить учащимся обучающие и развивающие игры, например: «Обучение с приключением», «Приключения на планете чисел 2» и т.д.

Результаты проведения уроков с ИКТ превысили наши ожидания. Успеваемость по предметам повысилась. И дело даже не в оценках. Ребята бегут бегом на такие уроки, потому что знают, что обязательно будет что-то интересное, и стараются радовать своими знаниями.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  В современных условиях развития общества, Информационно-коммуникационные технологии, Поиск эффективных методов обучения, система уроков с использованием ИКТ.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.