Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

МИФЫ И РЕАЛИИ ПРОЦЕССА ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Долматов Владимир Петрович, Кандидат педагогических наук
ГБОУ «Лицей № 1367» г. Москва
Выступление посвящено развенчанию мифов о кардинальном воздействии информационных технологий в их сегодняшней методической интерпретации на учебный процесс, анализу новейших ИК-технологий и наметившихся тенденций их использования для целей образования.
«Апофеоз тупика» Из книги Дины Рубиной «Русская канарейка»

Сегодня информатизация рассматривается как одно из стратегических направлений модернизации системы образования. При этом, важно оценить, что же принципиально изменилось в системе образования за 30 лет информатизации, как реально внедрение компьютеров повлияло на учебный процесс, методику обучения и формы организации учебного процесса, эффективность обучения, качество знаний выпускников?

Миф 1. Компьютеризация школ кардинально повышает эффективность учебного процесса.

Что же мы имеем в действительности? Количество компьютеров в школах за прошедшие 30 лет увеличилось «тысячекратно», а уровень знаний выпускников школы, фиксируемый  преподавателями вузов, не только не повысился (хотя бы вдвое), но и заметно упал. Это вывод справедлив не только для гуманитарных вузов, но, как это не парадоксально, и для вузов технических. Затрачены колоссальные финансовые ресурсы, задействован огромный интеллектуальный потенциал учителей, методистов, разработчиков учебных компьютерных программ, а адекватного образовательного результата нет. Присмотритесь к результатам ЕГЭ 2014 года – практически по всем предметам наблюдается падение (до полутора раз) количества «высокобальников», а «проходной» балл по ряду предметов пришлось уже в процессе экзамена существенно  понизить (например, с 36 до 24  по русскому языку), чтобы значительная часть выпускников, вообще,  не осталась без аттестата зрелости.

Да и существует ли вообще столь «очевидная» для идеологов нынешней информатизации связь между количеством компьютеров в школах и качеством, а главное, результатом учебного процесса?

Резюме: А может мы просто «не туда идем» и лозунг «каждому ученику по компьютеру» абсурден в самой своей постановке?

Миф 2. Основная задача информатизации -  построение единого информационно-образовательного пространства школы, района, города, страны.

Надо отдать должное, внедрение электронных журналов сделало свое дело и в школах появилась общешкольная  информационная среда, объединяющая через электронные журналы и дневники, общедоступную внутреннюю электронную почту и доску объявлений  учителей, учеников, родителей.

Впрочем, если присмотреться, то все не так просто. О каком  «едином» образовательном пространстве идет речь, когда в одной и той же школе, в одной и той же параллели, по одному и тому же предмету,  учащиеся не в курсе того, что и как изучается в параллельном классе, не имеют возможности объединиться для прохождения одинакового материала или его обсуждения. И это притом, что ИК-технологии это позволяют. Можно ли это назвать Единым информационно-образовательным пространством школы?

 А существует ли это «единство» на уровне района, города, всей страны, наконец? интересных методических разработок «пылятся» в недрах жестких дисков персональных компьютеров учителей? И это мы называем «единым информационным пространством»?

Резюме:Классно-урочно-школьная система и единое информационно-образовательное пространство - «вещи несовместные»! Задача построения единого образовательного пространства требует кардинального изменения всего организационно-методического устройства образования. В противном случае, о едином информационно-образовательном можно только говорить или просто в него верить (как в «светлое будущее человечества»).

Миф 3. Дистанционное обучение – новая форма  обучения, способная существенно дополнить и расширить возможности очного обучения, а в определенных условиях и заменить его.

В программном документе, определяющем перспективы развития информатизации в нашей стране, в качестве одной из важнейших задач намечено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм  и методов обучения, в том числе дистанционного образования…». [1]

«Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии (выделено мной), отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».  [1]

Зададим себе неприличный, но рефлексивный по своей природе вопрос: что в ДО такого специфического, отличающего его от традиционного обучения, в котором существовало очное (ОО) и заочное (ЗО) обучение?  Стандартный ответ: наличие расстояния между учителем и учащимся и специфичность используемых технических средств (ИК-технологии, вместо доски и классной комнаты). Вот собственно и все… Остальное – это выгоды от его внедрения и не связаны с педагогикой.

Начнем с «дистанционности» обучения. Удаленность учащегося от учителя существовала и до ИКТ-революции, только называлась тогда - «заочным обучением». Что собственно нового в ДО? Среда передачи информации? Или может быть методы обучения? Ах да, наличие компьютера и сети. Правда компьютер в принципе выполняет в ДО всего лишь функции «ручки», «пишущей машинки», небумажного учебника, «классной доски», «телевизора», подменяя их, он, по сути, никак не меняет идеологию традиционного обучения. А к какому виду обучения вы причислите  обучение, в ситуации, когда учащиеся сидят в одной аудитории, а преподаватель в другой, связанной с первой локальной сетью? Очами своими он их не видит, переписку ведет по электронной почте, учебные материалы передает по сети, ответы получает через нее же. Он какое обучение осуществляет: очное, заочное или дистанционное? А если их всех посадить в одну аудиторию, оставив способ взаимодействия тем же?

Подведем итог: в организационном плане ДО=ЗО, в методическом  ДО=ОО, отсюда следует, что ДО=ЗО=ОО,  в плане идеологическом – это все то же традиционное обучение, ничего принципиально нового с методической точки зрения в нем НЕТ!

Резюме:  Никаких принципиально новых системных свойств для образования реализуемая сегодня идеология информатизации не несет. Требуется рефлексия концептуальных основ образования и их изменение, чтобы внедрение ИКТ дало значимый образовательный результат

Список мифов можно легко продолжить. 

Тенденция и перспективы

Давайте посмотрим, что нового зарождается сегодня на ниве информатизации.

Тенденция 1. Переход с бумажных учебников на электронные.

Ни для кого не секрет, что «бумажный учебник» (БУ) отжил свое и в 2015 году грядет масштабный переход с него на «учебник электронный» (ЭУ). Не умаляя значимости этого шага, зададим несколько принципиально важных вопросов:

Вопрос 1:  Что мы собственно называем «электронным учебником»?

Начнем с первого определения:  «…электронный учебник это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен только с помощью средств информатики (в том числе компьютера)…». [2]  А вот еще одно: «…электронный учебник можно, например, определить как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации» [3] Третье - "ЭУ - компонент образовательной среды, который должен обеспечивать..."

Первое указывает на носитель и способ извлечения информации, второе – перечисляет, в каких формах представлена в нем информация, а третье – рассматривает его как компонент образовательной среды (каковым, вообще-то, является любой учебник). Так, в чем же педагогическая и образовательная специфичность электронного учебника, наделяющая его способностью кардинально влиять на учебный процесс? Общие слова, типа «…должен способствовать применению современных форм и методов обучения…» [] мало чего дают как разработчикам, так и учителям.

Вопрос 2: Чем ЭУ отличается от БУ?

Из приведенных выше «определений» можно указать лишь на явное различие в количестве видов запечатленной в ЭУ и БУ информации. Наиболее прозорливые идеологи внедрения электронных учебников предостерегают: «…бумажный учебник, просто скопированный в электронный формат, не может рассматриваться в качестве ЭУ - функционал электронного учебника гораздо шире». Насколько шире? В каком «месте»? Каков образовательный эффект и как можно получить от этой «ширины»?

Пока еще все эти вопросы остаются без ответа

Тенденция 2.  Геймификация образования– перевод учебного содержания в игровую форму и повышение таким путем мотивации в процессе изучения материала.

Сама идея использования обучающих игр «стара как мир». Еще в конце  прошлого века Квест-технология имела широкое хождение, особенно в США. Сегодня эта технология получила дальнейшее развитие и представлена принципиально новыми формами -  учебными  MMORPG-играми.

MMORPG-игры – многопользовательские ролевые онлайн-игры с учебным содержанием. Существует опыт  создания учебных курсов по образу многопользовательской игры, показавший состоятельность идеи. К тому же, такая игра происходит по законам той предметности, которая подлежит изучению и способна моделировать лежащую в ее основе деятельность.

Тенденция 3. Дополненная реальность(англ. augmented reality, AR). [6]

Термин, относится ко всем реальным учебным объектам дополненным виртуальными элементами, моделирующими те или иные грани учебного содержания.  С точки зрения методики, эта технология – «земля Санникова» ждущая своих первооткрывателей. Те примеры, которые уже сегодня реализованы (например, дополненная реальность в очках, планируемых к выпуску Гуглом или примеры приведенные в [5])

Тенденция 4. Создание трехмерных  виртуальных учебных миров (ВУМ).

Такие «миры» - прямые потомки компьютерных игр, но призваны воплотить в визуальной форме как изучаемую предметную действительность, так и саму школьную среду. [4]

В качестве примера можно указать на ВУМ vAcademia,который является одним из таких «миров», специально разработанным для нужд обучения и позволяющим проводить занятия, онлайн-лекции или презентации в виртуальном пространстве. Все занятия в нем проходят в режиме реального времени, которые возможно записать и повторно просматривать в любое удобное обучающемуся время.

Резюме: Для того, чтобы эти тенденции стали реальностью необходимо "переустройство"  классно-урочной системы организации учебного процесса иначе для них в нем просто нет места

Список использованных источников
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
  2. Что такое электронный учебник - http://gmcit.murmansk.ru/text/bit/2003/78/2.htm
  3. Электронные учебники - http://katerina-bushueva.ru/publ/ikt_v_obrazovanii/tekhnologii_distancionnogo_obrazovanija/ehlektronnye_uchebniki_ponjatie_i_programmnoe_obespechenie/7-1-0-35
  4. Геймификация в образовании - http://te-st.ru/2012/12/21/gamification-education
  5. Дополненная реальность. Скорый бум - http://myemarketing.ru/internet-business/dopolnennaja-realnost-skoryj-bum
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  информатизация, дистанционное обучение, образовательная среда, геймификауия образования, виртуальные учебные среды

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.