Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Интеграция форм очного и дистанционного образования как средство формирования метапредметных коммуникативных компетенций

Автор: Кускова Анна Семеновна, Победитель конкурса "Лучшие учителя России", 2009
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Информационно-экономический лицей" г. Новосибирска
Одним из эффективных средств изменения традиционного урока является интеграция форм очного и дистанционного образования. Интеграция очных и дистанционных форм дает много преимуществ перед обычным традиционным уроком: телекоммуникационные технологии, которые быстро осваивают современные школьники, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов, позволяют давать более объективную независимую оценку деятельности школьника.

Основной целью своей педагогической деятельности считаю создание психолого-педагогических условий для становления человека  компетентного, способного делать выбор и нести ответственность за свое решение.

Компетентностный подход усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности- процесс, который не заканчивается однажды по причине ее окончательной  сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека. Компетентностный подход фиксирует и устанавливает подчиненность знаний умениям. Огромную роль в этом процессе играет история как наука и учебный предмет, так как компетентности, формируемые на уроках истории, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного образовательного пространства знаний обучающихся. Именно на компетентностном, практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предмета «История» основана моя педагогическая  деятельность.

В настоящее время существует много разных систем образования, педагогических технологий и методик. Но ежегодный анализ результатов качества обученности  свидетельствует о том, что уровень качества снижается от 5 класса к 11 . Это говорит о том, что большинство школьников, приходя из начальной школы в среднее звено, постепенно перестают хотеть учиться. Что, естественно, сказывается на их успеваемости, знаниях и качестве образования. Причины этого могут быть разные, но одна из них в том, что не учитываются интересы и возможности каждого учащегося. Школа выполняет социальный заказ – готовит детей к сдаче ЕГЭ, к поступлению в ВУЗы, но не формирует их личные качества и способности, направленные на развитие творческой личности, способной строить свою траекторию образования, причем на протяжении всей жизни, как этого требует современная эпоха. Соответственно, нужно периодически вносить изменения в традиционную систему с целью получения нового результата образования. Одним из эффективных средств изменения традиционного урока является интеграция форм очного и дистанционного образования.

Актуальность проекта вижу в его практической направленности на формирование  коммуникативных метапредметных компетенций обучающихся, необходимых для успешного процесса обучения на любой из ступеней образования и для успешной дальнейшей социализации, профессиональной подготовки и деятельности

В ходе реализации проекта мною используются  различные формы педагогической деятельности с использованием средств телекоммуникаций. В процессе работы с классом учитываю уровни усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, уровни мышления (классификация М.И. Махмутова).  

Ресурсы «Телешколы», СДШ новосибирской области предоставляют возможность задавать обучающимся различные виды домашнего задания с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей. Так на каждом уроке активно используется тестирование в качестве обучающего ресурса и для контроля знаний. Обучающиеся выполняют задания репродуктивного и продуктивного, творческого уровня  на основе изученного материала, оформляя его в виде вложенного файла, заданий с открытым ответом. Выполнение данных заданий позволяет повысить уровень самостоятельной активности школьников, отработать навыки общения в режиме offline: в указанный срок выполнить задание  в соответствии с инструкцией, после выполнения задания найти рецензию на свой ответ, при необходимости задать вопрос учителю.

         Для формирования умения обучающегося работать в микрогруппе и паре использую мобильный класс. Во время такой работы пары формирую из сидящих за одной партой учеников. Но опыт работы показывает, что для развития коммуникативных навыков эта форма имеет свои плюсы и минусы: ребята учатся общаться реально с помощью речи, а не возможностей ПК, что естественно очень важно. Но при высокой наполняемости класса разговоры всех пар одновременно создают  шум и  мешают продуктивной работе. Поэтому я чередую  работу в реальных парах с работой в виртуальных парах, когда дети работают в паре с учеником, сидящим за другой партой. Этот прием исключает возможность общения с помощью речи. Что это дает? Многое: дети получают навыки письменной речи, необходимость выполнить задание за небольшой промежуток времени учит их задавать друг другу только четкие и конкретные вопросы, а не тратить время на пустые ненужные разговоры. К сожалению, переписка только по существу вопроса, может сопровождаться наличием недозволенных сокращений слов, множеством ошибок ит.д. При разработке задания я обращаю внимание на подготовку четкой и понятной инструкции для обучающихся, в которой указываются и требования к письменной речи. Особенно увлекательно для обучающихся работа в парах и группах проходит в режиме onlineпри условии, что дети находятся дома за своими ПК.  Данный вид работы эффективен при использовании документов Google. Когда каждый ребенок имеет свой определенный цвет текста и (или) шрифт. Так, например, такая работа проводилась в форме работы с таблицей при обобщении материала по изучению греческих полисов (история Древнего мира, 5кл)

         Одной из наиболее результативных форм развития коммуникативных компетенций является работа в форуме. Ресурсы  «Телешколы»  и Moodleдают  возможность организовать совместную работу обучающихся в режиме online. С обучающимися 6а класса проводятся форумы в вечернее время, когда дети посетили дополнительные занятия, выполнили уроки и у них есть свободное время. Для работы на форуме использую различные виды заданий: одно задание на проверку знаний (предполагает короткие четкие и быстрые ответы), поисковое задание одно для всех обучающихся или индивидуальное, групповое (предполагает умение пользоваться ресурсами интернета и поисковыми системами). Индивидуальные задания помещаю как непосредственно на форуме, так и отправляю на электронную почту. После выполнения заданий обучающимися наступает этап обсуждения, во время которого выстраиваются ветки общения. Ребята учатся давать рецензию на ответ, формулировать вопросы и отвечать на вопросы. Немаловажным моментом является появление инициативы, когда обучающие, хорошо владеющие знаниями обсуждаемого вопроса осуществляют конкретную помощь тем одноклассникам, которые не смогли справиться с заданием, те самостоятельно вступают в роль тьютера или учителя. Большое внимание уделяю культуре письменной речи, тк многие ребята имеют негативный опыт общения в чатах и переносят его на учебные занятия.

         Работа на форуме развивает у обучающихся навыки оценки и самооценки. Конструктивная критика со стороны одноклассников воспринимается более объективно, чем со стороны учителя. При таком подходе снимается конфликт выставления оценки, так как учащийся наглядно увидел критерии ответа и свой результат с множественной словесной или знаковой оценкой одноклассников, развивается Я-концепция, создаются условия для коррекции самооценки.

         Формирование коммуникативных навыков с помощью телекоммуникаций осуществляется и посредством электронного дневника, электронной почты. Ребята  пишут письма как друг другу, так и учителю, если у них возникают вопросы или сложности при выполнении различных заданий (не обязательно в системе дистанционного обучения).

       Интеграция очных и дистанционных форм дает много преимуществ перед обычным традиционным уроком: телекоммуникационные технологии, которые быстро осваивают современные школьники, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов, позволяют давать более объективную независимую оценку деятельности школьника.

В результате деятельности в ходе реализации проекта по использованию в очном учебном процессе телекоммуникационных технологий можно отметить, что в течение года работы над проектом наблюдаются следующие изменения у обучающихся 6а класса:

·        повышение мотивации обучения;

·        развитие коммуникативных компетенций (работа в паре, работа в группе, умение в письменной форме выразить свою потребность);

·        способность к самостоятельной постановке целей, анализу средств и методов решения задачи;

·        способность к самоанализу;

·        приобретение учащимися навыков работы с информацией и опыта владения ИКТ применительно к любой области деятельности.

Я, как и каждый современный педагог, пытаюсь  дать ответ самому себе: а что, собственно, я хочу и могу  сделать, чему научить, как изменить (и нужно ли менять) то состояние образования, которое есть сейчас в школе? Отвечая на этот вопрос,  я нахожу  и ответы на вопросы, зачем и как применять телекоммуникации на уроке.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  коммуникативные универсальные учебные действия, метапредметные результаты, дистанционное обучение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.