Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

РАЗВИТИЕ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ТИПИЗАЦИЯ И ТИРАЖИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Авторы: Шматова Ирина Владимировна 1, Ковалёва Инна Александровна 2, Светличная Лилия Алексеевна 2
1 Негосударственное образовательное учреждение межрегиональный центр повышения квалификации "Ориентир", 2 НОУ МЦПК "Ориентир"
Рассмотрены разнообразные формы и методы дистанционного обучения, используемые образовательными учреждениями в настоящее время; определены существующие технологии обучения; сделан вывод о необходимости разработки «библиотеки технологий» и типовых форм и методов дистанционного обучения.

Стремительное развитие информационных технологий, проникающих во все сферы жизнедеятельности, не оставило без внимания и образовательную среду. Внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс с каждым годом отдают всё большее предпочтение многие учебные заведения, которые комбинируют традиционные формы получения образования с новыми методами обучения. В одних учебных заведениях дистанционное обучение выступает основной и единственной формой получения образования, в других элементы дистанционного образования используются в сочетании с очной и заочной формами обучения.
Дистанционное образование уже доказало свою эффективность, экономичность и удобство. Из известных на сегодняшний день традиционных приемов обучения (более 20) в дистанционном образовании применяются: демонстрация, иллюстрация, объяснение, изучение нового материала, выполнение упражнений, решение задач, письменные работы, повторение. Это позволяет педагогам построить полноценный процесс обучения.
Однако до сих пор нередки случаи критики дистанционного образования со стороны педагогов и обучающихся. Основной причиной такой критики является слишком большой выбор систем дистанционного обучения на российском рынке и, как следствие, недостаточно высокий их уровень, несовершенство технологий, которые часто разрабатываются людьми, далёкими от образования.
Образовательные организации при внедрении дистанционного обучения используют различные информационные решения: программы голосовой и видеосвязи; программы для организации и проведения конференций; программы для проведения вебинаров (on-line семинаров). Некоторые образовательные организации применяют программное обеспечение, которое можно установить на персональный компьютер обучающегося и работать с учебным курсом локально, другие предпочитают внедрять информационные технологии в обучение посредством интерактивных веб-порталов.
Но даже если остановить своё внимание на современных автоматизированных системах обучения, то сразу заметно отсутствие общности технологий, единой системы дистанционного образования. Это, несомненно, создает определенные сложности при выборе конкретной образовательной организацией необходимой ей интерактивной системы обучения. А ведь наличие или отсутствие необходимых технологий в образовательном процессе напрямую влияет на качество дистанционного обучения.
Авторы настоящей работы принимали непосредственное участие в разработке интерактивного веб-портала «Электронная академия», набор технологий которого позволяет в полной мере вести продуктивную образовательную деятельность. Процессы передачи материала и проверки знаний в этой системе полностью автоматизированы.
Практика работы показывает, что для успешного развития дистанционного обучения в будущем необходима разработка единого стандарта технологий как с точки зрения методов обучения, так и программного интерфейса, который могли бы взять за основу любые образовательные организации и использовать на своих учебных порталах.
Исходя из назревшей необходимости использования в образовательном процессе «библиотеки технологий», важным этапом развития дистанционного образования становится разработка и внедрение единой электронной системы дистанционного обучения, которая будет включать в себя учебные заведения, программы обучения, курсы и технологии обучения, а также системы:

  • управления обучающимися;
  • управления персоналом;
  • управления курсами;
  • управления учебными заведениями;
  • управления технологиями;
  • проверки знаний.


Таким образом, при создании единой электронной системы дистанционного обучения решается задача формирования единой базы технологий обучения, среди которых обязательно должны быть:

 

  • технологии воспроизведения видео и аудио;
  • технологии тестирования;
  • технология «интерактивный диктант»;
  • технологии лабораторных работ и т. д.


Будущее дистанционного образования в том, что существующие в настоящее время методы и технологии обучения будут систематизированы и собраны в единую «библиотеку технологий» дистанционного образования. Такое объединение будет способствовать усовершенствованию дистанционного образования. Идеальным вариантом стало бы создание единого интернет-портала, на котором была бы размещена «библиотека технологий» и другие интерактивные сервисы. Любое образовательное учреждение, заинтересованное во внедрении качественного дистанционного обучения, могло бы взять на этом портале подходящую для него методику или технологию. Несовершенные формы и методы обучения при наличии такого портала уйдут в прошлое.

Список использованных источников
  1. Бакалов В. П., Крук Б. И., Журавлева О. Б. Дистанционное обучение. Концепция, содержание, управление. Изд-во Горячая Линия - Телеком, 2008 г.
  2. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. Изд-во Академия, 2007 г.
  3. Трайнев В. А., Гуркин В. Ф., Трайнев О. В. Дистанционное обучение и его развитие. Изд-во Дашков и Ко, 2006 г.
  4. Дидактика средней школы. URL https://didaktica.ru/metody-obucheniya/37-2-opredelenie-i-struktura-metoda-obucheniya.html
  5. Научная электронная библиотека «Киберленинка». URL http://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-forma-tehnologiya-sredstvo.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дополнительное образование взрослых

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.