Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Влияние информационно-коммуникационных технологий на мотивацию обучения и успеваемость

Ташкентский университет информационных технологий
В данной статье анализируются особенности учебной мотивации студентов, способы повышения интереса к обучению с эффективным применением информационно-коммуникационных технологий. Также рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов, и особенности ее формирования и влияния на успеваемость.

В настоящее время уже сложно представить свою жизнь без информационно-коммуникационных технологий. Они вплелись во все сферы жизнедеятельности человека.

Огромное воздействие ИКТ оказывается на образование. За короткий промежуток времени технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса, и продолжают стремительно развиваться.

Многочисленные исследования показывают, что ИКТ действительно могут расширить возможности преподавателя и студентов, обеспечить оптимальные условия обучения, развить различные стили преподавания.

Эффективность ИКТ состоит в том, что предлагаетобучающимся различные способы доступа к учебным материалам, возможность конструировать и анализировать информацию, взаимодействовать с другими в процессе решения проблем, и возможность  демонстрировать, визуализировать полученные знания [2].

Но эффективность обучения невозможна без соответствующей мотивации. Мотивация обучения – это определенный стимул, набор средств и методов, позволяющий завлечь обучающихся.

В силу того, что большая часть молодежи идет в ногу со временем, хорошо владеет определенными информационными технологиями, порой возникает проблема не соответствия уровня владения ИКТ преподавателя и студентов.  

Одним из сильнодействующих мотивов обучения является интерес, реальная причина действий.

Интерес к ИКТ уже присутствует у обучающихся, нужно лишь  грамотно его организовать. Для формирования интереса следует учитывать 3 педагогических закона (по Л.С. Выготскому) [1]:

  1. «Первый педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность» - Л.С. Выготский (1996).
  2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» - писал Л.С. Выготский (1996).
  3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес» (Л.С. Выготский, 1996).

ИКТ является отличным средством мотивации. Грамотное использование ИКТ позволит повысить не только мотивацию, но и успеваемость. Важно заинтересовать студентов, показать возможности ИКТ и дать студентам свободу в реализации собственных идей, в рамках учебного курса. Но при этом ИКТ следует рассматривать не как центр учебного процесса, а всего лишь как средство достижения педагогических целей и задач.

Таким образом, можно выделить следующие утверждения влияния ИКТ на успеваемость учащихся:

  1. Воздействие использования ИКТ в образовании трудно измерить количественно.
  2. Воздействие ИКТ на успеваемость учащихся является более позитивным, если оно связано с педагогикой.
  3. Приобретение компетенций, таких как критическое мышление и сотрудничество также считается положительным влиянием ИКТ.
  4. Воздействие ИКТ зависит от типа педагогического применения.
  5. Разграничение понятий «использование ИКТ для обучения» и «оценка воздействия ИКТ».

Связь между использованием ИКТ и достижениями студентов действительна только тогда, когда средства измерения сравнимы с помощью преподавания и обучения. 

В некоторых исследованиях существует несоответствие между методами, используемыми для оценки влияния ИКТ на успеваемость учащихся и о том, как ИКТ фактически используется на занятии. 

Использование ИКТ в учебном процессе должно быть повсеместным. Применять технологии не только во время учебы, объяснении нового материала, но и при выполнении самостоятельных работ, а также оценивания знаний студентов.

  1. ИКТ оказывают положительное влияние на успеваемость учащихся  в смешанных учебных ситуациях.
  2. Учащиеся считают, что ИКТ имеет положительное значение в их обучении.

Влияние ИКТ на мотивацию и вовлечение студентов

  1. ИКТ мотивирует преподавателей и студентов.  
  2. Доступ к ИКТ за пределами учебного заведения влияет на уверенность студента и его поведение.
  3. Определение места ИКТ оказывает влияние на эффективность и взаимодействие в учебном процессе.
  4. ИКТ способствуют развитию навыков независимого обучения на протяжении всей жизни.

Существуют доказательства того, что использование ИКТ может увеличить автономию студента и саморегуляцию обучения для некоторых обучающихся. Использование ИКТ развивает определенную ответственность у обучающихся. 

Список использованных источников
  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давы-дова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с. — (Пси¬хология: Классические труды).
  2. Гордашников В.А., Осин А.Я.Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Издательство "Академия Естествознания", 2009.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  мотивация, интерес, успеваемость, эффективность ИКТ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.