Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Коллективное творческое дело

Авторы: Мирончик Елена Александровна 1, Полюшко Марина Владимировна 2
1 Муниципальное Бюджетное Нетиповое Общеобразовательное Учреждение "Лицей №111", г. Новокузнецк, 2 МБ НОУ "Лицей №111"
В статье описан опыт организации конкурса по информатике и математике "Логика. Творчество. Интеллект". Модель конкурса устроена так, что на этапе подготовки ученик примеряет на себя разные профессии: артиста, автора сценария, художника-декоратора, конструктора и программиста. Описанная модель - пример распараллеливания процесса обучения и выстраивания индивидуальной траектории развития ученика.
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Коменский Я.

Для воспитания успешной личности необходимо развивать в ней такие качества как логика, творчество и интеллект. Гармоничное сочетание трех этих слов может послужить залогом успеха в жизни, поэтому не случайно именно эти слова стали названием проекта, реализованного в лицее в виде открытого городского конкурса по математике и информатике «Логика. Творчество. Интеллект». Конкурс можно рассматривать как большой проект, реализуемый в лицее, а можно как коллективное творческое дело, в то же время конкурс – это объединение большого количества проектов и театрализованная постановка.

Особенностью этого проекта является то, что схема проведения объединяет учащихся разного возраста, позволяет каждому желающему найти работу по интересам и открывает возможность реализации своих способностей. Во время проведения конкурса команды учащихся 6 классов выполняют нестандартные практико-ориентированные задания по математике и информатике. А ученики 7-11 класса проводят конкурс и выполняют всю подготовительную работу. Таким образом, в конкурсе участвуют все желающие, и в разные годы своего обучения в школе учащийся может попробовать различные виды деятельности. 

Методику организации и примеры заданий проиллюстрируем на примере конкурса 2013 года. Сценарий и конкурсные задания были составлены по мотивам сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране Чудес».

Количество команд, которые могут одновременно соревноваться ограничено, поэтому сначала проводится отборочный, (дистанционный) тур конкурса. Количество участников этого этапа не ограничено и школы могут провести у себя внутренний конкурс. Командам предлагается задание исследовательского характера. Основной педагогической целью этого тура является развитие у учеников критического мышления. И поиск способа решения задания.

Пример задания «Переписка»:

Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране Чудес». Вел большую переписку. В руки исследователей его творчества попало письмо, и обладатель этого письма утверждает, что оно подлинное и было написано Кэрроллу. Перед вами фотография  этого письма и его текст.

Dear Charles,
I've read your poem with great pleasure. I've noticed that all main characters have the names beginning by the letter «B». I was surprised why mysterious Snark broke this rule.

What about me, I finally started writing a novel about Pickwick that I hope will be loved by my readers. The first chapter of this novel was already published in the famous publishing house Chapman & Hall.

  • Почему в этом письме Льюиса назвали Чарльз?
  • Кто написал это письмо?
  • О каких литературных произведениях идет речь?
  • Перечислите героев на букву «Б», о которых идет речь в письме.
  • Выскажите свое предположение по поводу подлинности этого письма. Свое мнение обоснуйте.

От старшеклассников, занятых при подготовке дистанционного задания требовалось приготовить текст письма, перевести его на английский язык и составить поисковые вопросы к тексту. Следует отметить, что задание является поисковым как для шестиклассников, так и для учащихся-авторов задания. Проверять и определять победителей вызвались авторы этого задания.

Победители отборочного тура приглашаются для участия во втором туре.

В спектакле использовали стихи и музыку В. Высоцкого, написанную для радиоспектакля «Алиса в стране Чудес». Формой проведения выбрана игра-путешествие, состоящая из 6 этапов. Названия которых соответствовали выбранному литературному произведению: «Мастерская Шляпника», «Безумное чаепитие», Нора Белого Кролика», «Виртуальная ярмарка», «Суд присяжных заседателей», «Эндшпиль». Необычным был и оценочный лист. Команды передвигались по этапам с листом – шахматной доской, в случае правильного ответа получали наклейки – шахматные фигуры. Победитель определялся по количеству собранных шахматных фигур.

Практически на всех этапах конкурса школьники помогали героям находить выход из затруднительного положения:

Шляпник в своей мастерской не мог правильно раскроить ткань, и шестиклассники решали геометрические задачи.

Посетив Нору Белого Кролика, команды корректировали алгоритм для робота LegoMindstorms.

Попав на суд присяжных заседателей, команды становились активными участниками спектакля. Исполняя роли присяжных, они решали логические задачи и выносили свой вердикт о виновности или невиновности подсудимых валетов.

А на безумном чаепитии решали задания о времени. Там же собирали «правильный» и «неправильный» торт из пирожных с «правильными» и «неправильными» логическими утверждениями. Утверждения были попарно похожи друг с другом. Например: «Любой квадрат является прямоугольником» и «Любой прямоугольник является квадратом».

На этапе «Виртуальная ярмарка» решали задачи программ-головоломок, составленных учащимися класса информационных технологий.

На конкурс были выбраны практико-ориентированные задания, имеющие много способов решения, проблемно-поисковые задания, задания исследовательского характера. В школьном курсе подобные задания встречаются редко и такие задания вызвали наибольшее затруднение у школьников. 

  

Так команды, составленные из наиболее успешных в информатике и математике шестиклассников разных школ города, на этапе с роботом должны были измерить градусную меру угла поворота робота. На полу на большом расстоянии друг от друга стояли три метки – метка старта движения робота, метка, в которой робот делал поворот и метка, в которую робот должен был попасть (нора кролика). У команд в распоряжении был школьный транспортир и веревка. Но даже если команды догадывались «нарисовать» угол с помощью веревки, то приложить правильно транспортир к углу было очень сложной задачей.

Еще одним подобным примером было задание, предлагаемое Белым Кроликом на составление алгоритма. Командам предлагалось нарисовать «стрелку» на солнечных часах. Карандаш разрешалось держать в руках ровно  семь сказочных мгновений! Отмерить семь мгновений можно на песочных часах. В одних часах песок пересыпается за 5 мгновений, а в других – за 3 мгновения. Т.е. к достаточно простому алгоритму отсчета 7 мгновений необходимо было добавить действия с карандашом и координацию действий всех членов команды. Кто-то должен был проводить манипуляции с песочными часами, кто-то с карандашом, но еще один участник должен был взять на себя координирующую функцию. 

 

Задумав это масштабное мероприятие, мы попытались «оторвать» детей от тетрадки, учебника и ручки и оживить строгие предметы – информатику и математику.

Для нас, как для лицея – организатора конкурса «Логика. Творчество. Интеллект», гораздо важнее с образовательной и воспитательной стороны работа учащихся занятых на подготовке и проведении конкурса. А это 40-50 человек. На этапе подготовки ученики 7-11 классов готовят реквизит, пишут сценарий, конструируют, разрабатывают программное обеспечение и готовят необходимые презентации.

Мы проводим этот конкурс два раза – первый как городской, а второй раз как внутришкольный. Модель конкурса так устроена, что ученик может, меняя роли, участвовать в конкурсе с 6-го по 11 класс. В 6-ом классе – участник конкурса, в 7-8 классе можно заняться изготовлением реквизита, подготовкой презентации, или участвовать в спектакле. В 9-ом классе можно моделировать робота и составлять для него программу. В 10-ом писать сценарий, примерить на себя роль постановщика, быть фотографом или корреспондентом на конкурсе, художником и дизайнером, а еще кроме участия в постановке есть роли судьи на этапе и в завершающей части конкурса роль учителя, рассказывающего правильное решение своего задания. А в 11-ом классе можно писать для конкурса программы или курировать работу над сценарием, постановкой и реквизитом. Кроме этого в конкурсе есть еще очень важные персонажи – тьюторы. Обычно это ученики 9-10 классов. Тьютор не только сопровождает команды, в его обязанности входит защита от ситуации неуспеха. Тьюторы подготовлены на то, какие и где можно давать подсказки и являются связующим звеном между гостями и организаторами конкурса.

Описанное деление условно, в зависимости от своих предпочтений и умений можно в любом классе заняться подготовкой программного обеспечения, а также подключиться к написанию сценария или включиться в театральную постановку. Можно сказать, что в такой модели удается распараллелить процесс и выстроить индивидуальную траекторию развития ученика. 

      

Кроме этого участники процесса подготовки и проведения конкурса имеют возможность красочного, праздничного завершения своего проекта. При этом их проект не является просто учебным проектом – он востребован и реализован на практике. Конечно, в проекте «Логика. Творчество. Интеллект» участвовали учителя информатики, математики, русского и английского языка, технологии и музыки, но мы максимально постарались их «спрятать», сместить акцент – не ученики помогали взрослым, а наоборот. 

 

 

Список использованных источников
  1. Мирончик Е.А., Мирончик Е.А., Куклина И.Д., Дутко Т.Н. Обучающая игра «Битва титанов»*// Применение ЭОР в образовательном процессе («ИТО-ЭОР-2012»). II Всероссийская конференция: Тезисы докладов (Москва, 8-9 июня 2012 г.) – Москва: АНО «ИТО», 2012 – с.90-95.
  2. Мирончик Е.А., Мирончик Е.А., Дутко Т.Н. Логика, творчество, интеллект. Об опыте проведения конкурса по математике и информатике // Информатика - Первое сентября. Бумажная версия. - 2013. - № 11. - С. 42-47.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  конкурс, проект, внеклассная работа, информатика

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.