Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование компьютерных технологий в коррекции устной и письменной речи на логопедических занятиях в общеобразовательной школе

Авторы: Сафина Галина Инокентьевна 1, Муртазина Рамзия Ризаевна 2
1 МАОУ "лицей №121" г. Казань, 2 МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №95 с углубленным изучением отдельных предметов"

Как показывает практика, не менее 30% детей, поступающих в школу, имеют речевую патологию. Речевые недостатки являются предпосылкой нарушения умения общаться со сверстниками и взрослыми, затрудняют социальное и личностное развитие ребенка.  Нередки случаи, когда ребенок по причине речевых нарушений не усваивает программу начальной школы.

 Структура процесса письма и предпосылки его формирования (два взаимосвязанных уровня)  рассмотрены в работах Л.С.Выгодского, А.Р. Лурии, Л.С.Цветковой. Для того чтобы ребенок сумел овладеть письменной речью, у него должна быть сформирована нейрофизиологическая основа письма (полноценное зрительное и слуховое восприятие, сформированность моторных функций и их полноценное взаимодействие в процессе восприятия и перекодирования из одной модальности в другую). Также  ребенок должен иметь психологическую готовность к обучению, то есть сформированность психических функций и процессов (память, внимание, мышление, умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования). Кроме того,  при обучении письму необходимо учитывать наличие мотивации к обучению и то, насколько сформирована произвольная саморегуляция поведения.

  В понятие психологической готовности к обучению письму входит и лингвистическая (речевая) готовность. У ребенка должна быть хорошо развита устная речь:  речь должна быть фонетически  и интонационно правильной, словарный запас и грамматическое оформление речи должно соответствовать возрастным нормам. А также ребенок должен иметь нормальный фонематический слух и навыки звукового (фонемного анализа).

Проблема нарушений устной и  письменной речи учащихся сложная, многогранная и требует новых подходов. В последнее десятилетие  появились инновационные компьютерные технологии, которые значительно повышают эффективность образовательно-воспитательного процесса.

Для коррекции речевой патологии устной речи давно и успешно используется компьютерная программа «Видимая речь», логопедический тренажер «Дельфа – 142». В этих программах визуализируются основные акустические компоненты речи: речевое дыхание, голосообразование, голосоведение в виде графических образов с элементами анимации. Эти программы предназначены для работы с детьми с нарушенным слухом, но могут использоваться и для детей с нормальным физиологическим слухом. Также для работы над звукопроизносительными компонентами речи можно использовать программу «Домашний логопед» (Новый диск, 2007) и программу «Игры для Тигры» (Лизунова Л.Р., г. Пермь).

Основные трудности на первом этапе обучения письму и чтению обусловлены фонематическим недоразвитием речи, несформированностью процессов анализа, синтеза звукового состава слова. Поэтому работа с первоклассниками носит коррекционно-профилактический характер. Наиболее эффективными в этой работе оказались программы: «Игры для Тигры»( Лизунова Л.Р. г. Пермь), «Баба Яга учится читать» (Медиахаус, 2003), «Лунтик. Русский язык для малышей». В этих программах в увлекательной игровой форме дети учатся:

  • Различать такие понятия, как «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» (Баба-Яга: игры «Букварик», «Муравей»; Лунтик: игра «Гусеница»; Игры для Тигры: разделы «фонематика, «лексика»);
  • Вырабатывать практическое умение делить слова на слоги (Лунтик: игры «Театр», «Черепаха»; Баба-Яга: игры «Мышки», «Слогарик»);
  • Находить ударный слог (Лунтик: игра «Зашифрованное письмо»);
  • Различать речевые и неречевые звуки, гласные и согласные звуки (Лунтик: игра «Гусеница»; Игры для Тигры: раздел «фонематика»);
  • Различать оппозиционные звуки: глухие-звонкие, свистящие-шипящие (Игры для Тигры: раздел «фонематика»);
  • Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза слов: определять наличие и отсутствие звука в слове; место звука, буквы в слове; последовательность букв в слове (Лунтик: игры «Паук Корней Корнеич», «Пескарь», «Яблоки»; Баба-Яга: игры «Белка», «Гуси-сторожа», «Грибная охота»; Игры для Тигры: раздел «фонематика»);
  • Развивать навык анализа и синтеза на уровне предложения (Баба-Яга: игра «Заяц», Лунтик: игра «Рыбки», Игры для Тигры: раздел «лексика»).

Основной программой для школьного учителя-логопеда является «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе», созданный на основе программно-методического комплекса «Радуга в компьютере» (1993 г.). Он включает в себя 5 разделов:

  • Подготовительный;
  • Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
  • Восполнение пробелов в лексико-грамматическом развитии речи;
  • Развитие связной речи; 
  • Развитие индивидуальных качеств учеников.

Тематическое планирование учебного материала в данной программе не разбито на классы, что позволяет подобрать упражнение в зависимости от особенностей развития учащихся. Проводить занятия можно в режимах «Пакет» и «Меню». В режиме «Пакет» игры последовательно выводятся на экран согласно программе занятия. В режиме «Меню» можно выбрать нужный фрагмент из меню. Благодаря наличию Конструктора урока можно самостоятельно строить занятие, выбирать длительность упражнений, модифицировать их, сохранять, передавать на другие компьютеры.

Программы «Грамотей» (Н.П.Вальчук, Э.В.Шампур) и «Аквариум» (А.С.Мирошников) также позволяют проводить коррекционную работу. Учащимся предлагают выбрать и вставить нужную букву в слово или словосочетание, за правильный ответ начисляются баллы.  В программе «Грамотей» учащийся может работать в трех режимах: «Учеба», «Самопроверка», «Контроль знаний».

Некоторые исследователи (Л.С.Цветкова, А.Н. Корнев) говорят о том, что письменная речь отличается от устной иной психологической структурой и развивается как параллельная, дополняющая устную речь. У младших школьников нет потребности в активном использовании письменной речи. Для активизации учащимися письменной речи  проводятся занятия по придумыванию загадок, сказок. В программе «Играем и учимся. Развитие речи для малышей» (1С) учащиеся играют « в редакцию»: учатся составлять кроссворды, играют в рифмы, узнают значение фразеологизмов, подбирает нужные картинки к басням И.А. Крылова и т.д., затем журнал распечатывается на принтере.

Многие исследователи (Л.С. Цветкова, А.Н. Корнев) отмечают, что нарушения письменной речи у детей часто сопровождаются нарушениями когнитивных, общеучебных и коммуникативных навыков. Группа специалистов: педагогов-психологов, учителей-логопедов, социального педагога и логопеда-специалиста по биологической обратной связи (Е.В.Меттус, А.В.Литвина и др.) создала комплексную программу, направленную не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие и формирование у детей коммуникативных навыков, навыков учебной деятельности, планирования своих действий, самоконтроля. Эта программа представлена на диске «Логопедическая служба в системе ППМС- сопровождения» (Учитель, 2012) в серии «В помощь логопеду».

Материал диска структурирован по разделам «Логопедическая служба в системе ППМС-сопровождения», «Конспекты занятий, презентации», «Портфолио на логопедических занятиях». Основное внимание уделяется построению занятия в соответствии с программой комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей, имеющих учебные затруднения. Для каждого занятия предлагается мультимедийное сопровождение – материалы, слайд-презентации можно комбинировать, редактировать, использовать для работы на интерактивной доске.  

На логопедических занятиях, особенно в начале коррекции, большое внимание уделяется целенаправленному развитию мышления детей, развитию таких неречевых функций, как зрительное и слуховое внимание, память. Для коррекции и развития этих функций у детей на логопедических занятиях можно использовать такие програмы: «Лунтик. Развивающие занятия для малышей» (1С), «Баба Яга. Школа на курьих ножках», «Баба Яга. Пойди туда, не знаю куда» (Медиахауз, 2004); серия «Несерьезные уроки» Учимся запоминать (Новый диск, 2008); серия «Веселая школа» Тренируем память, Развиваем внимание, Задачки на сообразительность ( Равновесие, 2010) и другие.

При работе с детьми, находящимися на домашнем обучении, а также в работе с родителями очень эффективно использование скайпа.

Использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, стимулируя интерес учащихся к изучаемому материалу, активизируя мыслительную деятельность. Информационные технологии также позволяют визуализировать процесс речи и мышления, индивидуализировать обучение учащихся по темпу и типу восприятия, повышают скорость и точность сбора информации об успешности обучения (тестирования), позволяют вести успешную коррекционную работу, развивать у учащихся навыки самостоятельности, активности, произвольной регуляции поведения; приучают к поисковой творческой деятельности.

Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода в обучении, помогает подобрать индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка, делает занятие более комфортным.

Вид представления доклада  Публикация

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.