Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Информатизация образования как дидактическая проблема: к постановке вопроса

ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет
В статье рассматриваются условия успешности процесса информатизации образования. Обосновывается тезис о том, что информатизация является обязательным, но недостаточным условием модернизации образовательного процесса при переходе к информационному обществу, вторичность собственно компьютерных технологий по отношению к используемым образовательным подходам и методикам.

Тема внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование — одна из самых популярных в образовательных кругах вот уже четверть века. Но несмотря на такую популярность, реальная перестройка образовательных систем во многих учебных заведениях даже не начиналась. Чем традиционная организация работы учителя XIX — XX веков принципиально отличается от организации работы современного «учителя с компьютером»? Теоретически-идеальный ответ — многим. Практический — в большинстве случаев — ничем. Формат организации взаимодействия между учителем и учеником, стиснутый рамками классно-урочной системы (включая и расчет заработной платы, в основе которого лежит количество проведенных уроков), остается прежним. Более того, массовая школа оказывается все менее востребована как институт, школьникам становится все менее понятным, зачем же они должны посещать школу и выполнять все предъявляемые им требования. Попробуем рассмотреть, почему так происходит.

Представляется, что основной причиной является не вполне продуктивный взгляд на самодостаточность компьютерных технологий. Поначалу казалось, что достаточно насытить школу компьютерной техникой и программным обеспечением, а дальше все произойдет само собой. Это, разумеется, не так. В последнее десятилетие очень четко обозначилось широкое понимание того, что помимо техники и софта необходимо еще умение его применять. Это вызвало к жизни переподготовку учителей, появление множества методик, интегрирующих новые технологии в учебный процесс. Но радикального перелома не произошло. Система образования в целом не изменилась. Сегодня мы стоим на пороге широкого понимания следующего обстоятельства. Оно заключается в том, что внедрение информационных и коммуникационных средств без изменения существующих форм организации учебного процесса почти так же неэффективно, как и поставка в школы техники без обучения способам её использования. Полагаю, что в очень скором будущем это положение также станет общим местом. Но для того чтобы это произошло, нужно по-иному расставить акценты в понимании трансформационных процессов в образовании в связи с его информатизацией. 

С одной стороны, информационные процессы изменяют существующее общество. Формируется нечто новое, чаще всего называемое информационной (постиндустриальной) цивилизацией. Изобретение и дальнейшее усовершенствование компьютера и информационных сетей сыграли в этом движении основополагающую роль. С другой стороны, изменившееся общество начинает предъявлять новые требования к образованию. В частности, связанные с развитием коммуникативных компетенций, умением работать с огромным потоком информации, успешным освоением новых подходов, самообразованием и пр. Изменившиеся социальные требования диктуют необходимость в изменении системы образования. Упрощенно говоря, компьютер и компьютерные сети изменили социум, а изменения в социуме диктуют и изменения в образовании — одном из самых консервативных социальных институтов. Из этого представления часто выпадает середина. Как будто компьютер и компьютерные сети напрямую вызывают изменения в образовании. 

Результат такой упрощенной трактовки — «информатизация ради информатизации», когда новые ИКТ вводят в образование не потому, что они способны решить какую-либо проблему или повысить эффективность процесса обучения, а потому, что: а) принято заниматься информатизацией и б) есть не всегда рефлексируемое представление, что если систему компьютеризировать, то она будет работать эффективнее. При этом выходит за скобки, что сущностные процессы трансформации образования не сводятся к компьютеру. Хотя они и вызваны к жизни техническим прогрессом — это социальные процессы, а не технические и не технологические. Пытаясь привести свою образовательную систему в актуальное относительно общественного развития состояние и понимая, что социальные изменения как-то связаны с ИКТ, школы и вузы начинают заниматься информатизацией и… стандартно проигрывают. Потому что дело не в компьютерах непосредственно. Дело в отношениях между людьми, в социальных связях. В тех лекалах, по которым выстраивается образовательный процесс. Результат получается таким, как обозначил в своей формуле основатель Steve Jobs Schools М. де Хонд: информационные технологии + старая организация = дорогая старая организация. Образование требует больших затрат, как финансовых, так и организационных, но при этом не дает существенно большей отдачи.

Зафиксируем основной тезис. В процессе модернизации образования основное внимание имеет смысл уделять трансформации организационно-методических аспектов образовательного процесса, а не собственно информационным и коммуникационным технологиям в их компьютерной составляющей. Интерактивные образовательные технологии можно применять и без компьютеров (хотя компьютеризация делает их применение существенно более удобным и экономичным). Но не наоборот. Из этого тезиса следует несколько выводов. Один из них кажется парадоксальным. Нет смысла разрабатывать ИКТ-средства под информатизацию традиционного учебного процесса. Такие средства могут помочь учителю, но глобально это шаг в никуда. Например, появление оцифрованных учебников никак не поможет реальной модернизации учебного процесса, поскольку практически ничего не изменит в степени его эффективности. Скорее наоборот, школе следует обратить внимание на тенденции развития информационных технологий и их социальное приложение, поскольку они могут подсказать актуальные и востребованные цели и методы образования. А значит, среди прочего, — вернуть школе значимость в глазах школьников. 

Ключевое значение на этом пути приобретает развитие сетей. Еще раз подчеркну — речь идет не только не столько о компьютерных сетях, сколько о сетях социальных, которые, однако, выстраиваются во многом благодаря развитию технических возможностей ИКТ. Можно говорить о сетевом обществе как его обозначал М. Кастельс [1], можно о идее социального капитала П. Бурдье [3], преобразованной в идею сетевого капитала Д. Урри [4], можно вспоминать идеи индивидуализированного общества З. Баумана [2], но так или иначе необходимо обратить внимание на повышение важности сетевых структур на фоне иерархических. Этот процесс характерен для современного общества, значит он должен отразиться и в школе. 

Более динамическая и подвижная сетевая структура очень часто способна к более быстрому развитию по сравнению с иерархической. Общество чем дальше, тем больше становится сетевой структурой и особое значение приобретает умение индивида поддерживать личные сетевые контакты и повышать сетевой капитал групп, в которые он включен. Живой и наглядной иллюстрацией этой тенденции стало стремительное развитие в последнее десятилетие социальных сетей. Менее жесткая встроенность индивида в социальные иерархии и изменение системы занятости в пользу творческих профессий делает более актуальным, чем когда бы то ни было, индивидуализацию и гуманистический подход в образовании (гуманистический — в исходном смысле слова — ставящий во главу угла человеческую личность, утверждающий её ценность). 

Рискну предположить, что наибольший образовательный эффект способны дать не специальные образовательные продукты (это касается и компьютерной техники, и программного обеспечения), а продукты, которые созданы «для жизни», не для образования, но в то же время могут использоваться в школе и/или вузе. Исключением из этого правила, вероятно, являются: а) комплексные системы программируемого обучения, способные отслеживать учебную активность обучающихся и позволяющие индивидуализировать учебную траекторию и темп освоения материалов и выполнения практических заданий; б) виртуальные тренажеры и лаборатории, расширяющие поле доступной для обучающегося практической деятельности. Впрочем, для эффективного включения такого рода продуктов в школьную практику в любом случае требуется её полная перестройка, предполагающая изменение структуры взаимодействия между учителем и учениками. 

Разумеется, в последнем положении нет ничего существенно оригинального. В последние годы можно более или менее широко наблюдать переход от простой поставке школам компьютерных продуктов к их полноценному внедрению в учебный процесс. Этот процесс решает одну из проблем, стоящих перед учителем, который часто просто не в силах отслеживать множество быстро появляющихся и сменяющих друг-друга образовательных платформ и сервисов. В этом учителю нужен консультант, который подберет из имеющихся на рынке решений то, которое наиболее адекватно в данной конкретной ситуации. Тем не менее, представляется серьезной проблемой то, что новые ИКТ в подавляющем большинстве случаев продолжают «прикручивать» к традиционной дидактической модели. Одновременно с этим можно сказать о постепенном формировании новой дидактики — дидактики информационного общества. Смыслообразующим её компонентом становится понимание социальных трансформаций, вынуждающих изменяться систему образования, и поиск адекватных им способов изменения модели организации учебного заведения, а следующим шагом — модели преподавания и тех информационных и коммуникационных технологий, которые могут быть в этом полезны.

Список использованных источников
  1. Castells M. Informationalism, Networks, and the Network Society: a Theoretical blueprint. // The network society: a cross-cultural perspective. Northampton, MA., 2004.
  2. Бауман З. Индивидуализированное общество. М., 2005
  3. Бурдьё П. Формы капитала. // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5.
  4. Урри Д. Мобильности. М., 2012
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Информатизация образования

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.