Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Применение информационных технологий на уроках математики для повышения эффективности обучения

Автор: Каратанова Марина Николаевна, Почётный работник общего образования РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №256 городского округа ЗАТО г.Фокино" Приморский край
Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. На конкурс мною был представлен проект "Мультимедийное сопровождение пропедевтического курса "Введение в геометрию. 6 класс". Цель представленного проекта: создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации. Данная цель может быть достигнута с помощью применения информационных технологий в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволит реализовать цели и задачи по формированию ключевых компетенций учащихся.
«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности; отыскание соответственных - средств, ведущих к конечной цели». X Аристотель

Я, КАРАТАНОВА Марина Николаевна, учитель математики высшей квалификационной категории, заместитель директора по методической работе муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №256 городского округа ЗАТО города Фокино», работаю в данной школе около 20 лет, имею стаж педагогической работы 25 лет. Образование высшее, в 1983 году окончила Горьковский государственный педагогический институт по специальности учитель физики и астрономии.

По стечению обстоятельств, всю свою трудовую деятельность я работаю учителем математики. Я очень люблю свой предмет и считаю, что мало просто подать материал и объяснить его как «хороший учитель». Для меня очень важно не только что я даю, но и как я это делаю. Для учащихся важно всё в манерах учителя: громкость голоса, его интонация, даже поза учителя у доски. Я стараюсь доносить информацию до учащихся, убеждая их, видя в их глазах понимание. Очень важным этапом в обучении считаю получение положительного результата: в выполнении домашних заданий, в положительных оценках проверочных и контрольных работ, в позитивной динамике уровня обученности и «качества знаний», учитывая, что всю свою педагогическую деятельность я работаю в классах с низким уровнем обченности и обучаемости и очень низкой мотивацией знаний.

В своей педагогической практике наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной траектории каждым учащимся, я стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации у учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.

Стремительное развитие информационных и коммуникативных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

Где ИТ могут помочь современному учителю в его работе? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта.

  1. Подбор иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  3. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИТ позволяет

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки;
  • самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Итак, использование информационных технологий повышает мотивацию обучения математике. Тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.

Современное общество изменило свои приоритеты, перед школой поставлена задача подготовки выпускников, способных ориентироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях, умеющих самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике, видеть проблемы и искать способы решения этих проблем, творчески мыслить, быть способными генерировать новые идеи.

Одной из важнейших задач школы является воспитание все­сторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Носителем собственного метода познания мира является геометрия, с помощью которой рассматриваются формы и вза­имное расположение предметов. Изучение геометрии в школе направлено на развитие пространственного представления окружающего мира, образного мышления учащихся, приобретение изобразительно-графических навыков, формирование геометри­ческого мышления.

Совсем недавно мне в руки попало методическое пособие "Введение в геометрию. 6 класс": планирование, конспекты занятий/ авт.-составитель И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2010 - 143 с. Мне очень понравилось данное пособие и у меня возникло желание визуализировать данный курс. Я предлагаю презентации к каждому занятию данного курса.

Целью изучения пропедевтического курса геометрии явля­ется всестороннее развитие геометрического мышления уча­щихся с помощью методов геометрической наглядности. Важ­нейшими направлениями такого курса являются геометрическое конструирование и моделирование.

Пропедевтический курс по количеству часов, отведённых на него, и по объёму сведений, получаемых учащимися, небольшой, но строго последовательный и содержательный. Изучение наглядной геометрии требует особой активности учащихся. Только в таком случае могут быть достигнуты основные цели курса. Во-первых, ученики развивают творческие способности, приобретают различные умения, навыки и ряд сведений, необходимые им в дальнейшей практической жизни. Во-вторых, развивается их пространственное и образное мышление, что крайне необходимо для сознательного изучения систематического курса геометрии. Пропедевтический курс по количеству часов, отведенных на него, и по объему сведений, получаемых учащимися, не­большой – 34 часа, но строго последовательный и содержательный.

Изучаемая тема
Кол-во часов
1

Вводное занятие

1
2 - 6
Разрезание и складывание плоских фигур
5
7
Точки и ломаные
1
8
Сложи квадрат
1
9 - 10
Упражнения со спичками
2
11
Отрезок. Графики.
1
12
Задачи с возможными жизненными ситуациями
1
13
Площади комбинированных фигур
1
14
Равные фигуры. Деление треугольника на равные части.
1
15
Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры.
1
16 - 17
Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объёмов этих фигур.
2
18
Мозаики. Головоломки Сома.
1
19 - 20
Полимино.
2
21
Иллюзии зрения.
1
22
Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания.
1
23
Введение в топологию. Лист Мёбиуса
1
24
Зашифрованная переписка.
1
25 - 26
Осевая симметрия.
2
27 - 28
Центральная симметрия
2
29
Орнаменты.
1
30 - 31
Секреты квадрата и кубика.
2
32 - 34
Координатная плоскость.
3
  Итого
34


Изучение наглядной геометрии требует особой активности уча­щихся. Только в таком случае могут быть достигнуты основные цели курса. Во-первых, ученики развивают творческие способ­ности, приобретают различные умения, навыки и ряд сведений, необходимых им в дальнейшей практической жизни. Во-вторых, развивается и углубляется их пространственное и образное мышление, что крайне необходимо для сознательного изучения систематического курса геометрии.

Содержание курса и методика его изучения обеспе­чивают развитие творческих способностей ребенка: гибкость мышления, «геометрическую» зоркость, интуицию, воображе­ние. Введение в курс эмоционально окрашенного материала способствует формированию у учащихся эмоционально-целост­ного отношения к предмету. Особенностью курса является то, что приобретение знаний осуществляется в результате их самостоятельной деятельности.

Думаю, что предлагаемое мной авторское мультимедийное сопровождение занятий пропедевтического курса "Введение в геометрию" существенно сэкономит время подготовки к встрече с учениками и поможет провести интересные путеше­ствия в мир занимательной, наглядной геометрии.

Список использованных источников
  1. "Введение в геометрию. 6 класс": планирование, конспекты занятий/ авт.-составитель И.В.Фотина. - Волгоград: Учитель, 2010
  2. Матрос Д.Ш. «Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга» –Педагогическое Общество России, М., 2001
  3. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. — М.: Академия, 2007
  4. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. — М.,Центр «Педагогический поиск» 2004
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  информационные технологии, уроки математики, геометрия, начальные сведения, пропедевтический курс, наглядность, развитие пространственных представлений

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.