Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Дистанционное обучение на базе облачных технологий: проблемы и решения

Автор: Панюкова Светлана Валерьевна, Лауреат премии Правительства в области образования
ФГБОУ ВПО "Рязанский государственный радиотехнический университет"
Появление веб-технологий второго поколения (Веб 2.0) способствовало изменению в способах общения людей в виртуальном мире, и, как следствие, повлияло на формы информационного взаимодействия педагогов и обучаемых. Расширяется использование богатого потенциала сетей в системе образования для организации дистанционного обучения и общения, в профессиональной деятельности педагога.

Поколение, «рожденное в сетях», активно использует социальные сервисы в повседневном общении. На основе исследований TNS и Mail.ru group определено, что самыми популярными социальными сетями и сервисами в Рунете стали: ВКонтакте, Одноклассники, МойМир, YouTube, Facebook. Самый активно представленный возрастной сегмент аудитории большинства социальных сетей (ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, YouTube, МойМир) - 25-34 года. Самые «молодые» социальные сети - Instagram и Твиттер (самый активно представленный возрастной сегмент - 18 - 24 года).

Развитие социальных сетей идет в двух направлениях: количественном (увеличивается число пользователей в уже существующих сетях) и качественном (появляются новые сети с новыми возможностями, сети, предназначенные для той или иной сферы жизнедеятельности человека). Каждая школа, класс, учитель, преподаватель, студент  или ученик выбирает для себя удобные инструменты  для дистанционного взаимодействия. Совершенствуются и упрощаются средства коммуникации между учениками, учителями, родителями. Появление новых сервисов социальных сетей, инструментов для сбора и систематизации информации в «облаках», для дистанционного взаимодействия приводит к тому, что знания приобретаются  более простым и понятным для юного поколения способом. В обозримом будущем можно готовиться к расширению использования веб-технологий в учебном процессе.

В настоящее время все чаще педагоги используют сервисы Веб 2.0 для дистанционного обучения, общения с обучаемыми и коллегами, для организации группового взаимодействия, создания и обмена контентом. Инструменты и сервисы социальных сетей просты в освоении и использовании, доступны и надёжны, позволяют создавать контент как индивидуально, так и коллективно, использовать собранный материал офф-лайн и он-лайн,  создают условия для информационного и учебного взаимодействия в сети, позволяют вступать в учебные, профессиональные сообщества или сообщества по интересам.

Появляются новые сети, инструменты которых удобно использовать в учебном процессе. Рассмотрим основные возможности новой социальной сети 4portfolio.ru, которая предоставляет расширенные возможности для создания контента, наполнения личного виртуального пространства и организации групповой деятельности в сетевом сообществе. Сеть подходит не только в качестве  площадки для учебного взаимодействия, для бесплатного размещения и хранения методических разработок, ведения сайта- портфолио, но и в качестве полноценной образовательной платформы.

Какие возможности сеть открывает для ученика, учителя,  родителей, класса, школы?

Во-первых, это организация дистанционного образовательного процесса. Платформа 4portfolio.ru может быть использована как площадка для бесплатного размещения и хранения методических разработок, общения и взаимодействия. 

Во-вторых, сеть предоставляет инструментарий для ведения онлайн портфолио ученика, учителя, класса, школы. Речь идет о портфолио - копилке информации и о технологии портфолио. Web-портфолио – это комбинация возможностей технологии портфолио и социальной сети. Веб-портфолио – это личный сайт  без рекламы, с индивидуальным дизайном, с полным функционалом социальной сети для создания сообществ и общения, возможностью простого и самостоятельного обновления без привлечения программистов. (Работы по написанию методического обеспечения создания и ведения электронного портфолио в социальной сети поддержаны грантом РГНФ.)

Преподаватели и учителя могут создавать и вести свои образовательные блоги, сайты, веб-портфолио, которые зачастую более эффективны, чем стандартные способы взаимодействия со студентами, например, такие, как бумажные методички и лекции у доски. Успешные портфолио  обучаемых представляются в группах сверстников, педагогов, родителей и других членов сообщества. Веб-портфолио - это инструмент для личностного развития и совершенствования, для наглядного самопредставления и самопрезентации в интернет-сообществе. Представление основных индивидуальных достижений в виде сайта –портфолио в социальной сети 4portfolio.ru позволит каждому пользователю создать персональное виртуальное пространство, которое станет базой для создания своего виртуального «Я», общения, обмена опытом, личностного и профессионального роста. 

В-третьих, в любой социальной сети есть возможность создания сообществ и общения в сообществах. Сетевые сообщества сегодня являются зафиксированным социальным фактом, требующим дальнейшего осмысления и эмпирического изучения. В различных сетях встречаются различные инструменты и формы взаимодействия. Например, в сети 4portfolio.ru с помощью закладки «Сообщество» можно создать свое сообщество или найти сообщество по интересам, вступить в него, найти друзей, зайти на страничку своей организации для просмотра последних новостей, участия в чатах или форумах. В сообществах сети 4portfolio.ru пользователи размещают разнообразные ссылки, отдельные тексты, фотографии, презентации, анимационные ролики и видеофрагменты.  Представление портфолио обучаемого в том или ином сообществе создает условия для самопредставления, самопрезентации  достижений учащихся,  обсуждение этих достижений.

Сетевые сообщества педагогов – это новая возможность повышения профессионального уровня в ходе  общения, обсуждения актуальной информации с коллегами, живущими в разных уголках одной страны и за рубежом. Участники сообществ получают дополнительную возможность повышения уровня своей профессиональной компетентности. В специализированных социальных сетях педагоги находят пространство для общения, единомышленников для обмена опытом. Общение в рамках сетевых сообществ способствует профессиональному развитию педагога. У него появляется возможность представления своих наработок и обмена контентом. Например: учитель размещает в открытом доступе свои методические материалы для представления и обсуждения в педагогическом сообществе. Другие учителя пишут свои комментарии к этим работам. Данный подход облегчает обмен инновационными разработками. В результате распространения социальных сервисов в открытом доступе оказывается огромное количество учебно-методических материалов, которые можно использовать в учебных целях.

Особенный интерес для организации дистанционного обучения представляют инструменты для организации учебных сообществ. Именно в этих сообществах можно организовать дистанционное общение, взаимодействия между педагогами, учениками, родителями учеников. Некоторые педагоги создают сообщества со своими учениками или студентами и продолжают консультировать их, обмениваться  мнениями после занятий. Особенное внимание следует обратить на то, что технология  Веб 2.0, которая стала основой сети 4portfolio.ru, позволит организовать проектную деятельность внутри класса, группы студентов, совместную  работу  обучаемых из разных учебных заведений, разных городов и стран, обмен мнениями по интересным вопросам. На форумах есть возможность  обсудить сложный материал, оказать дистанционно помощь ученикам, обменяться мнениями с родителями. В сети есть возможность поиска страниц других пользователей, открытых для просмотра и поиска интересующих вас тем для дискуссий. Еще одна грань сообществ – соединение с миром за пределами учебного заведения, распространение лучших практик, инноваций.

Виртуальное общение снимает ряд психологических барьеров, позволяет обучаемому вести себя более свободно, учит выражать свои мысли кратко и четко, дискутировать, отстаивать свое мнение, аргументировано критиковать. В данном случае наблюдается  активизация обмена сообщениями, идеями между обучаемыми, они перестают быть пассивными слушателями, в ходе обсуждения глубже понимают изучаемый материал, повышается учебная и социальная  активность.

Сообщества можно использовать и для расширения информационного пространства образовательного учреждения, организации взаимодействия администрации, педагогов, родителей. Итак, сетевые сообщества 4portfolio.ruпозволяют педагогам:

  • Обучать, консультировать обучаемых;
  • Собирать материалы и размещать на страничках своего портфолио;
  • Производить оценку и обсуждение страничек портфолио обучаемых и коллег;
  • Проводить семинары внутри группы;
  • Осуществлять постоянное взаимодействие с коллегами и обучаемыми в сети в удобное время.
  • Проводить дистанционные конкурсы, олимпиады, круглые столы и др.
  • Писать последние новости  в  блогах.
  • Создавать совместно с коллегами или обучаемыми информационные, методические, учебные материалы.
  • Получить доступ к цифровым коллекциям учебных и методических материалов коллег.
  • Работать над совместным проектом с обучаемыми из  других городов и стран.
  • Осуществлять поиск и использование платных и бесплатных информационно-образовательных ресурсов в интернете, специализированных сайтов, систематизировать и размещать эту информацию на страничках портфолио.

Технологии Веб 2.0 трансформируют формы, методы обучения, механизмы доставки и размещения контента. Инновационные образовательные технологии делают учебный процесс эффективней, интересней, ярче и доступней, позволяют приобретать знания более простым и понятным для юного поколения способом, повышают мотивацию и степень вовлеченности всех участников в образовательный процесс. Задача педагога состоит в том, чтобы научиться использовать весь этот богатый арсенал новых технологий в своей профессиональной деятельности.

Список использованных источников
  1. Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С.П.Гуляева.- Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 73с.
  2. Новикова, Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г.Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: Academia; АПКиПРО, 2003.
  3. Смолянинова О.Г., Иманова О.А. Разработка е-портфолио студента средствами веб-приложения Mahara// Информатика и образование, Изд-во «Образование и информатика», - М.: 2013. № 5.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Ключевые слова  веб-технологии, сетевые сообщества, портфолио, социальные сети

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.