Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Проектная работа учащихся по созданию электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение "Лицей № 11"
В статье представлен опыт проектной работы учащихся по созданию ЭОР. В качестве примера приведено краткое описание проекта по созданию обучающей интерактивной презентации с обратной связью (с использованием триггеров и элементов управления, программируемых на VBA) для начальных классов.

Информатизация образовательной среды школы привела к тому, что современный урок трудно представить без использования средств информационных и коммуникационных технологий. Современный учитель при подготовке и проведении урока все чаще использует электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

Рациональное использование качественных ЭОР позволяет создать эффективную учебно-познавательную среду, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, повысить мотивацию, стимулировать познавательную активность и самостоятельность обучающихся. Одно из достоинств ЭОР – возможность использовать их не только в классе для фронтальной работы с учащимися, но и для индивидуальной работы, например, при дистанционной форме обучения или самообучения.

Несмотря на огромное количество ЭОР в продаже от фирм, специализирующихся на разработке программного обеспечения, а также в свободном доступе в интернете (например, на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collection.edu.ru/), многие учителя предпочитают создавать авторские презентации и программы. Может быть потому, что «если хочешь сделать хорошо – сделай это сам», а может потому, что процесс создания ЭОР - необычайно увлекательное занятие.

Наиболее распространенным электронным ресурсом, который используют учителя-предметники, по-прежнему, остается презентация. Создание качественного цифрового продукта - процесс трудоемкий и требующий определенной подготовки. Чтобы превратить обычную презентацию в полноценный интерактивный ресурс с обратной связью необходимо использовать триггеры (переключателей) и программируемые элементы управления (встроенный язык программирования VisualBasicApplication(VBA) от MicrosoftOffice).

Создание интерактивной презентации с обратной связью может стать проектной работой по информатике для учащихся 7-9 классов, результатом которой будет обучающая или контролирующая презентация готовая к использованию в образовательном процессе. Учащиеся-авторы получат не только опыт проектной деятельности, но и смогут увидеть практические результаты своего труда.

Работа над презентацией может состоять из следующих этапов:

  1. Подготовительный (определение целей и задач; необходимость обучения и получения дополнительных знаний; формирование группы, работающей над одним проектом разработчиков).
  2. Проектирование (планирование деятельности; разработкаструктуры, логики и дизайна презентации; подбор информации и иллюстраций).
  3. Разработка и создание презентации (заполнение слайдов информацией, создание управляющих элементов и элементов с обратной связью).
  4. Тестирование и отладка презентации.
  5. Применение в учебном процессе.
  6. Оценка результатов.

Рассмотрим основные приемы создания презентации с обратной связью на примере презентации по информатике для 2 класса «Составляем алгоритмы», предназначенной для индивидуальной практической работы учащихся. В презентации представлены два вида заданий:

  1. Определите порядок событий и расставьте рисунки.
  2. Определите порядок действий и расставьте команды.

Данную презентацию лучше выполнить с использованием управляемых элементов, программируемых на VBA. Это позволит при разработке  стандартизировать управление всеми слайдами презентации, а при эксплуатации – поможет выявить и подсчитать ошибки, допущенные учащимися при выполнении каждого задания.

Структура презентации с применением VBA

Слайд-оглавление (рис. 1) представлен двумя списками заданий, каждое из которых вызывается при нажатии на соответствующую кнопку. Рядом с каждым заданием расположен флажок, который включается только после того, как задание выполнено верно. Справа от задания появляется количество, допущенных при выполнении, ошибок. У учащегося есть возможность выполнить задание несколько раз, но счетчик ошибок при этом не обнуляется (это сделано специально, чтобы исключить бездумный перебор вариантов).


Рис. 1. Меню

Задания первого типа «Определите порядок событий и расставьте рисунки».

Разметка слайда (рис. 2): в нижней части слайда  4 рисунка, которые надо расставить по порядку; в верхней – четыре заполнителя. Все рисунки являются элементами управления с содержимым рисунок (панель Разработчик).

При выполнении задания сначала надо выбрать рисунок, который должен стоять на первом месте, затем на втором и так далее. При правильном выборе уменьшенная версия рисунка появляется в верхней части слайда, при неправильном -  появляется диалоговое окно «Подумай еще».

Рис. 2
Рис. 2. Разметка слайда с идентификаторами управляющих элементов

Фрагмент кода:

Private Sub CButtonMenu_Click() ‘КнопкаМеню

Slide1.Label1.Caption = Left(Slide1.Label1.Caption, 8) + Str(Neprav) ‘Количествоошибок

If Prav = 4 Then Slide1.CheckBox1 = True  ‘Включениефлажка

SlideShowWindows(1).View.GotoSlide (1)     'ПереходнаслайдМеню

EndSub

PrivateSubImage5_Click() ‘Настройка события для рисунка, который должен стоять на первом месте

Ifk= 1 Then‘ Номер рисунка по порядку

Prav = Prav + 1   ‘ Числоправильныхответов

Image1.Picture = Image5.Picture: Image1.Visible = True: k = 2: Image5.Visible = False

Else Neprav = Neprav + 1: MsgBox ("Подумайеще!")

EndIf

EndSub

Аналогично настраиваются три оставшихся рисунка слайда.

Задания второго типа «Определите порядок действий и расставьте команды».

Разметка слайда: в правой части слайда  5-6 команд, которые надо расставить по порядку. Команды выбираются последовательно. Правильно выбранная команда появляется в блок-схеме. После того, как весь алгоритм составлен, справа появляется рисунок (рис. 3).

Рис. 3
Рис. 3. Задание (во время и после выполнения)

Код программы для заданий второго типа записывается по той же схеме, что и для заданий первого типа.

Настройка слайда с применением триггеров

В технологии создания презентаций  под «триггером» понимают начальное условие для анимации.

На простейшем примере рассмотрим настройку триггеров в PowerPoint2010.

На слайде размещено задание, ответом на которое является выбор одного из слов - «да» или «нет». При щелчке мышью на правильном ответе появляется улыбающийся смайлик, а неправильный ответ исчезает. Если ответ выбран неверно, то на ответе появляется грустный смайлик (рис. 4).

Рис. 4
Рис. 4. Слайд с заданием в режиме Редактирование

Комментарии:

  1. Для контроля над настройкой анимации на ленте Анимация активируем команду Область анимации.
  2. На элементы, которые должны появиться ни сразу (смайлики), добавляем любую анимацию Входа, а на элементы, которые должны исчезнуть (неправильный  ответ «нет»), добавляем анимацию Выхода.
  3. После настройки анимации  на ленте Анимация становится доступной команда Триггер.
  4. Выбираем  улыбающийся смайлик и в списке выбираем тот объект (слово «да»), при щелчке на котором он должен появиться.
  5. В докере Область анимации перемещаем анимацию для слова «нет» в список, активируемый при нажатии на слово «да».
  6. Для грустного смайлика активируем анимацию по щелчку на слове «нет» (рис. 5).

Рис. 5
Рис. 5. Настройка триггеров

Примечание. В ранних версиях PowerPointнастройка триггеров осуществляется по алгоритму: на объект добавляем анимацию; в докере Настройка анимации щелкаем по стрелке возле названия объекта и в появившемся меню выбираем команду Время; в одноименной вкладке нажимаем кнопку Переключатели; ставим метку в строке Начать выполнение эффекта при щелчке и выбираем нужный объект из списка.

При использовании триггеров в презентации необходимо отключить переход между слайдами по щелчку. Для этого на ленте Переходы в разделе Время показа слайдов убрать все флажки в группе Смена слайдов.

Триггерами могут быть любые объекты на слайде. Следует помнить, что триггер срабатывает только в том случае, если вы попадает на объект с переключателем. Например, если надпись сделана с помощью объекта WordArt, то реакция последует только в том случае, если вы нажмете на букву, а не на пустое окружение вокруг нее. Для таких объектов, а также когда действие должно последовать при щелчке на части объекта (элемент карты, некоторая часть рисунка, слово), следует использовать прием прозрачных триггеров, то есть в качестве переключателя использовать не сам объект, а прозрачную фигуру подходящей формы, расположенную над объектом.

Создание приложений со стандартным интерфейсом

Учащимся 9-11 классов можно предложить проектную работу по созданию собственного программного продукта. Это может быть создание логической игры или головоломки (рис. 6), обучающей программы для начальных классов и других  приложений на одном из объектно-ориентрованных языков программирования (Delphi, Lasarus, Visual Basic).

Данная работа включает в себя следующие этапы:

  1. Постановка задачи (учащиеся самостоятельно находят проблему или задачу, которую им бы хотелось решить или выбирают ее из предложенного учителем списка).
  2. Поиск решения и проектирование алгоритма.
  3. Разработка сценария и составление программы.
  4. Тестирование и отладка.
  5. Применение в учебном процессе.
  6. Защита проектов с возможным выявлением победителей.

Рис. 6
Рис. 6. Примеры программ

Работа над проектом может быть индивидуальной, парной или групповой. В последнем случае реализуется, так называемый, принцип структурированного программирования. Общий проект разбивается на подзадачи – логически завершенные части, и каждый из учащихся отвечает за какую-нибудь подзадачу. Учитель координирует работу учащихся. При распределении подзадач между учащимися следует учитывать их индивидуальные склонности и возможности, чтобы каждый учащийся получил стимул для работы и моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы.

Созданные программные продукты можно использовать на уроках, а также во внеклассных мероприятиях. 

Список использованных источников
  1. Куклина И.Д. Использование триггеров при создании ЦОР с обратной связью // Материалы всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Интернет-технологии в образовании». В 3 частях: Часть 3, Чебоксары, 9 апреля- 17 мая 2013 г. - Чебоксары, 2011. – С. 60-62 (2 стр.).
  2. Истории в картинках. Игра "Забавы в картинках". – Весна дизайн, 2007. - 14 стр.
  3. Классический рецепт салата «Оливье». [Электронный ресурс] // Сайт «РИА новости». URL: http://ria.ru/ny11_mm/20091225/201419012.html
  4. Робот [Электронный ресурс]// 123RF. URL: http://us.123rf.com/400wm/400/400/vikasuh/ vikasuh1107/vikasuh110700359/10065422-grappige-robot-liggen-en-gelezen-boek.jpg
  5. Робот собака [Электронный ресурс]// 123RF. URL: http://us.123rf.com/400wm/400/400/digital/digital1105/digital110500180/9559210-robot-hond.jpg/
  6. Фон с одуванчиками [Электронный ресурс]// Мобильный портал. URL: http://images.mob.ua/pic/gallery /real/fon-nebo-oduvanchiki-trava-16592.jpg.
  7. Чашка чая. [Электронный ресурс]. URL: http://allgraf.nuploads/posts/2010-02/thumbs/1265534960_2-real-cup-of-tea.jpg.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  презентация, триггеры, элементы управления, Visual Basic Application, VBA, проект

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.