Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в музыкальном образовании дошкольников

Автор: Муртазина Гульнара Раисовна, Почетная грамота Министерства Образования Республики Башкортостан, Почетная грамота Министерства Культуры Республики Башкортостан,
МАДОУ детский сад №1 с. Кармаскалы
В своей работе с детьми я использую презентации, компьютерные игры, сказки, в которых звучат шедевры мировой классики, обучающие мультфильмы с музыкальным сопровождением, различные анимации. И все это включаю во время слушания музыкальных произведений, пении, в проведении музыкально-дидактических играх, при знакомстве с музыкальными инструментами, на открытых мероприятиях. Мною были разработаны презентации « Родной свой край люби и воспевай», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Театр для взрослых и детей» и др.

Использование современных информационных компьютерных технологий в ДОО является одним из средств повышения эффективности образовательного процесса. Педагог дошкольной организации должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Широкое применение ЭОР нашло в музыкальном образовании дошкольников. Использование ИКТ в музыкальном образовании детей дает следующие преимущества:

  • расширение профессиональных контактов педагогов и повышение качества обучения детей;
  • повышение качества демонстрационного материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов;
  • повышает тесный контакт в цепи «педагог-ребенок-родитель»;
  • высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии;
  • эффективность развития творческих и психических способностей детей;
  • способствует восприятию и лучшему запоминанию материала.

В своей работе с детьми я использую презентации, компьютерные игры, сказки, в которых звучат шедевры мировой классики, обучающие мультфильмы с музыкальным сопровождением, различные анимации.  И все это включаю  во время слушания музыкальных произведений, пении, в проведении музыкально-дидактических играх, при знакомстве с музыкальными инструментами, на открытых мероприятиях. Мною были разработаны презентации « Родной свой край люби и воспевай», «Волшебный мир музыкальных инструментов», «Театр для взрослых и детей» и др.

Слушание музыки - важнейший вид музыкальной деятельности.

При знакомстве детей с музыкальным произведением я использую вначале презентацию о биографии и творчестве композитора («Сказки старого пианино», «Маленький Моцарт» и др.). На следующем занятии включаю видеоматериалыпо теме («Осень» из цикла времена года П. И. Чайковский). Детям несколько сложно слушать классику, т.е. услышать, что рассказывает музыка. А видео помогает им, раскрывает образы, например, людей («Клоуны» Кабалевский), игрушек («Новая кукла» П. И. Чайковский), природы (картины и иллюстрация  художников: Левитана, Васильева, Бродакова и др.), животных и птиц («Зайчик», «Птички»). Ведь это - ожившие картины, в которых очень тонко чувствуется звук, цвет и движение. А интеграция, синтез искусств - музыки и живописи - носят не только эстетический характер, но и просветительский, обучающий и развивающий.

Использование ИКТ при слушании музыкальных произведений углубляет и обогащает впечатления детей и формирует музыкальный вкус, развивает эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.

При разучивании новой песни эффективным методом является использование мнемотаблиц.  Например, после исполнения мною песни под фортепианный аккомпанемент, мы с детьми определяем характер музыки  и рассказываем, о чем поется в песне. Дальше, исполняя песню без музыкального сопровождения, я показываю слайды и меняю их, соответственно тексту. Затем, я объясняю детям значение каждой картинки, после чего,  дети самостоятельно работают по картинкам, восстанавливают текст песни. А потом  мы поем вместе с детьми песню по картинкам без музыкального сопровождения. В конце мы с детьми исполняем песню, сопровождая текст  образными движениями(без показа картинок).             

Использование опорных рисунков и ярких образов  при разучивании  песен облегчает процесс зрительного восприятия и запоминания слов песен, и превращает занятие в игру.

С помощью мультимедийных презентаций мы разучиваем с детьми комплексы ритмических упражнений, зрительных гимнастик. На экране монитора появляются картинки- символы различных упражнений: «Часики», «Звездочки», «Куколки» и др., и дети выполняют эти упражнения, глядя на экран.  Движения детей соответствуют движениям предметов на экране. Таким образом, мы развиваем все виды восприятия и памяти у детей: зрительную, образную и ассоциативную, которые помогают при развитии игрового - танцевального творчества.

Компьютерные музыкальные игры, помогая закрепить, уточнить конкретное содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, учат анализировать, сравнивать и обобщать предметы. В своей работе я использую такие музыкально-дидактические игры: на закрепление музыкальных инструментов - «Музыкальные инструменты», «Четвертый лишний», на восприятие  музыки- «Кого встретил колобок», «Дружная семейка», на развитие ритма- «Новоселье у гномов», «Ритмические загадки» и др..

Все игры разработаны так, что программа подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. Например, при правильном решении игровых задач, дети слышат веселую музыку, а если ответ неверный, то звучит грустная  музыка.  Вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие, компьютерные музыкальные игры побуждают их к принятию  самостоятельного  решения. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью(высказывать свои мнения, размышлять, рассуждать).

Использование ИКТ при знакомстве  с музыкальными инструментами вызывает  большой интерес, помогает расширить и углубить знания детей о музыкальных инструментах, с их разновидностями, содержанием и звучанием. У меня появилась возможность знакомить детей с теми инструментами, с которыми невозможно знакомить в сельской местности: с арфой, саксофоном, контрабасом, скрипкой, флейтой, органом и др.  («Лесной концерт» – клавишно-духовые, струнно-смычковые, струнно-щипковые инструменты и др.). Так же знакомлю детей с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов в оркестровой обработке (знакомство с оркестром, виртуальная экскурсия по концертным залам, по музею музыкальных инструментов и т.д.).

Очень интересно прошло музыкальное занятие по знакомству детей с башкирским национальным инструментом – курай. Вначале я показала презентацию об истории возникновения курая, о том, из чего его делают, как он звучит, так же о творчестве известных кураистов республики Башкортостан Гаты Сулейманова, Ишмуллы Дильмухаметова. Потом дети услышали живое звучание курая, в исполнение  кураиста  Ф.З.Хайретдинова. Дети с большим интересом играли  в башкирские национальные игры «Курай», «Юрта» и т.д.

Благодаря использованию мультимедийных презентаций  расширяется детский  кругозор, обогащаются представления о музыкальных инструментах.

Использование ИКТ на музыкальных занятиях широко применяю при оформлении наглядных материалов, на родительских собраниях (в виде презентаций, конкурсов и викторин), педсоветах (в виде проектов), на открытых мероприятиях (в виде музыкальных и наглядных фонов).

Таким образом, благодаря использованию современных технологий на музыкальных занятиях достигаются следующие результаты:

  • развиваются музыкальные способности дошкольников;
  • активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки;
  • формируется познавательная мотивация у дошкольников к музыкальной деятельности;
  • развивается познавательно-творческие и коммуникативные способности;
  • повышается заинтересованность и активность детей в процессе занятия, что способствует лучшему усвоению материала.

На собственном опыте убедилась, что использование ИКТ на музыкальных занятиях  приносит большую пользу. Владея компьютерными технологиями и эффективно применяя их в своей работе, мои музыкальные занятия становятся яркими, интересными и творческими. 

Список использованных источников
  1. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. "Новые информационные технологии в дошкольном образовании" -М.: ЛИНКА-ПРЕСС.1998
  2. Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке.-М.:"Гелиос АРВ"-2000
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  мнемотаблица, компьютерное моделирование, MS PowerPoint

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.