Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Из опыта проектирования, создания и использования электронных учебников в учебно-воспитательном процессе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 216 с углублённым изучением польского языка имени А.Мицкевича Центрального района Санкт-Петербурга
Работа по проектированию, созданию и апробации электронных учебников является очень трудоёмкой для школьного учителя и требует навыков владения информационными технологиями, соответствующих продвинутому пользователю. Электронные учебники можно создавать в форматах Word, PowerPoint, Acrobat, программах Flash MX, 3D Studio MAX. Свой первый учебник «Великая французская революция» я создавала в реакторе HTML Nvu, который является достаточно простым редактором, имеет русский интерфейс и легко устанавливается на ПК.
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание, вовлекая в процесс обучения слуховую, визуальную и эмоциональную память. От качества разрабатываемых электронных учебников в конечном счете зависит эффектность обучения.

Электронные учебники имеют преимущества по сравнению с традиционными, постараюсь перечислить некоторые из них:

  1. являются открытой системой, которую можно в процессе использования корректировать и дополнять;
  2. позволяет использовать задания в интерактивном режиме;
  3. высокая степень наглядности благодаря использованию гиперссылок, аудио и видеоматериалов, анимации;
  4. вариативность проверочных заданий;
  5. возможность учителю конструировать и проектировать изучаемый и контрольный материал в рамках образовательного стандарта;
  6. позволяет процесс обучения сделать более адаптированным для современного школьника;
  7. обучающийся из пассивного наблюдателя имеет возможность самостоятельно получать знания и оценивать свои возможности

В качестве примера позволю себе продемонстрировать рис.1, котором изображена страница электронного учебника «Содержание»,  рис.2 – «Повторим изученное», рис.3. – страница модуля раздела «Взятие Бастилии», созданные с помощью визуального редактора NVU.

Рис.1. Страница «Содержание» электронного учебника «Великая Французская буржуазная революция».

Как видно из Рис.1 в «Содержании» электронного учебника имеются не только разделы изучаемой темы, но и глоссарий, задания для учащихся и список использованных источников. Каждая страница для удобства навигации имеет кнопку «Наверх».

Рис.2. Страница «Повторим изученное» электронного учебника «Великая французская революция».

На рисунке 2 можно увидеть вопросы для учащихся, продемонстрированы варианты занимательных заданий. Данные задания позволят обучающимся не только самостоятельно проверить, но и активизировать знания, тем самым способствовать формированию интереса к изучению истории.

Рис.3. Страница модуля раздела «Взятие Бастилии» электронного учебника «Великая французская революция»

На рисунке 3 можно посмотреть меню навигации электронного учебника «Великая Французская революция».

Электронный учебник должен иметь чёткую структуру и рекомендуется использовать следующие составляющие:

  1. титульная страница
  2. оглавление
  3. контент
  4. список использованных источников
  5. глоссарий
  6. методический аппарат.

Можно сформулировать следующие требования к электронному учебнику:

  1. наличие информационного блока, содержащего учебный материал. Информационный блок должен завершаться контрольными вопросы, который позволят ученику определить на сколько прочно он усвоил материал. При использовании тестовых заданий в рамках электронного учебника обязательно должна быть предусмотрена возможность получения информации о результатах тестирования.
  2. Все разделы учебника должны быть взаимосвязаны, поэтому по результатам апробации электронного учебника возможна корректировка неудобства в эксплуатации.
  3. использование анимации, аудио и видеоматериалов в разумных пределах позволяет активизировать познавательную деятельность и мотивацию к учению школьников.
  4. включение в структуру электронного учебника глоссария, а также легенды  условных обозначений (если они предусмотрены автором), чтобы обучающемуся было комфортно осуществлять навигацию по ресурсу и более полно использовать учебный материал.
  5. наличие подробных методических рекомендаций по каждому разделу учебника
  6. электронный учебник должен отличаться логичностью изложения, качеством технического исполнения.

Электронные учебники позволяют сделать процесс обучения более увлекательным, если педагог использует занимательные задания (пазлы, кроссворды и т.д.). Самое главное, что учителя создавая свой ресурс в рамках образовательного стандарта могут приблизится к идеальному изложению учебного материала, ликвидировав все недочёты традиционных учебников, используя целенаправленно различные компоненты мультимедийных технологий – гипертекст, анимацию, звук, видео и т.д., который позволит учителю сделать познавательный интерес  более привлекательным для его учеников.

В заключение необходимо сказать, что «применение электронных учебников целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания».[1]

«Электронный учебник (даже самый лучший) не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника (во всех случаях мы подразумеваем лучшие образцы любого жанра), а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу». [2]

Список использованных источников
  1. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 1999, № 10, стр. 89-92.
  2. http://www.academiaxxi.ru/Meth_Papers/AO_recom_t.htm
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  электронный учебник

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.