Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Электронные образовательные ресурсы в современной школе. Особенности и возможности

МБОУ лицей №4
В статье рассматриваются особенности и возможности применения ЭОР нового поколения на уроках химии, представлен опыт грамотного отбора ЭУМ в соответствии с поставленной целью и проектирования уроков различного типа на их основе, опыт методической системы работы учителя, опирающейся на применение ЭОР для повышения эффективности процесса обучения, раскрыты достоинства и недостатки применения ЭОР.
«Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь». Древняя китайская пословица

Современная системы образования должна быть направлена на формирование у детей компетенций, необходимых для жизни в современном мире, способствовать развитию познавательной мотивации учащихся к изучению учебных предметов, создание условий для более осознанного профессионального самоопределения школьников.

Реализовать это можно через применение электронных образовательных ресурсов нового поколения.

В своей работе я активно использую различные электронные образовательные ресурсы, в том числе современные ресурсы нового поколения. Это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), размещенные на сайтах ФЦИОР и ЕК ЦОР.

Ресурсы сети интернет позволили мне создать копилку модулей всех типов. ОМС позволяют мне решать многие проблемы во время проведения урока и могут быть легко адаптированы к любым педагогическим технологиям.

Использование ЭОР при проведении практических и лабораторных работ имеют некоторые преимущества: подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях, проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории, быстрота проведения работы, экономия реактивов, усиление познавательного интереса. Компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.

Информационные модули помогают мне при изучении нового материала, делают урок более занимательным, наглядным.

При проведении уроков контроля знаний на основе ЭОР   деятельность учащихся организовываю по-разному. Чаще организую три группы, тогда время на выполнение работы за компьютером не должно превышать трети времени, предусмотренного для выполнения всей работы.

Применение тестирующих программ как при текущем, так и при итоговом контроле, позволяет получить объективную информацию о владении учащимися определённым набором знаний, умений и навыков на определённом этапе, а также об уровне этих знаний. Необходимо тщательно подбирать соответствующие целям тестирования упражнения, использовать автоматизированный контроль для повышения его эффективности. При подборе модулей учитываю разную степень готовности учащихся и состояние их здоровья, и выбираю из вариантов модулей для учащихся высокого уровня готовности, для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне и для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организация урока с применением ЭОР имеет свои особенности.

Очень важно грамотно отбирать электронные ресурсы в соответствии с поставленной целью и проектировать уроки различного типа на основе их использования.

Например, при изучении темы "Простые вещества – неметаллы" в основной школе в соответствии с поставленной целью и задачами урока я отбираю все модули по данной теме, размещенные на сайте ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru, затем заполняю таблицу (см. таблицу №1), в которой отражаю класс учащихся, название модулей, соответственно тип модуля, количество сцен, уровень интерактивности, уровень изложения/усвоения учебного материала.

Таблица №1

Перечень используемых ЭОР

Класс Название модулей Тип модуля Количество сцен Уровень интерактивности Уровень изложения/ усвоения учебного материала
9 класс Водород-простое вещество. Физические свойства водорода. Информационный 1 Уровень активного взаимодействия Базовый
9 класс Тесты по теме «Сера-простое вещество»   10 Уровень активного взаимодействия Базовый

 

Затем изучаю содержание модулей, конкретизируя тип каждой сцены, мультимедийные средства, которые используются при их создании. Воспользовавшись тематическим планированием распределяю выбранные модули по темам уроков.

Очень важно при анализе ЭОР сделать предварительный вывод о форме организации работы с модулем.

Другой пример. При изучении темы «Металлы» знакомлюсь с ЭОР, размещенными на сайте ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru, выбираю класс обучения, составляю их типизацию, заношу данные в таблицу (см. таблицу №2).

Таблица №2

Перечень используемых ЭОР

Название ресурса с гиперссылкой Тип ресурса Форма предъявления информации Уровень интерактивности Предполагаемая форма использования
ЭОР единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
Ресурсы к учебникам
Взаимосвязь свойств металлов и их применение Практический Интерактивная модель Уровень активного взаимодействия
  1. Организация самостоятельной работы в классе и дома.
  2. Объяснение

 

После подбора модулей, встраиваю их в канву урока.

В своей работе я использую модули всех типов.

Доступность использования модулей позволяет мне задавать домашние задания не только по печатным учебникам, но и по ЭОР, что также позволяет расширить практический компонент домашнего задания, включить виртуальное посещение музея, лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков. Домашнее задание становиться полноценным, трёхмерным. 

Использование ЭОР дает учащемуся возможность действительно научиться.

Возможности, заложенные в ЭОР, основанных на модульной структуре, обеспечивают расширение выбора форм организации учебной деятельности обучаемых с набором ЭУМ: фронтальная работа в классе, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным учебным траекториям в классе и дома при подготовке к занятиям, работа в парах сменного состава и групповая работа, выполнение виртуальных практических работ, контроль знаний учащихся,  дополнительные занятия с отстающими учениками, на факультатива, кружках и т.д.

У учителя появилась возможность комбинирования различных форм организации учебной деятельности обучаемых, учета потребностей контингента обучаемых, учета технической оснащенности учебного процесса средствами ИКТ, решить проблему накопляемости и объективности оценок, дисциплины на уроках, повышения познавательного интереса к предмету, успеваемости учащихся, позволить учащемуся проявить себя в новой роли, формировать у него навыки самостоятельной продуктивной деятельности, создать ситуацию успеха для каждого ученика.

Но с другой стороны, по моему мнению, применение ЭОР имеет недостатки:

  1. диалог с программой лишен эмоциональности и, как правило, однообразен;
  2. не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;
  3. крайне важна роль учителя, от которого требуются специальные знания.

Считаю, что использование ЭОР должно быть целесообразным и работать на эффективность учебного процесса, экономию времени, повышению темпа урока, получение исчерпывающей информации, но без ущерба качеству усвоения материала, здоровью ребенка.

ЭОР не просто должны быть уместны, они должны нести полезную информацию для обучающихся, не перегружая урок, а дополняя и глубже раскрывая его. Недопустимо злоупотреблять использованием ЭОР на уроке, не случайно оно ограниченно временными рамками. Учитель всегда должен помнить "играй, да не заигрывайся". Их перенасыщение также вредно, как и недостаток. Урок недопустимо превращать в сплошное зрелище. Урок - совместное творчество учеников и учителя, это мастерская, где трудятся с использованием технологий и ЭОР.

Опыт показывает, что их применение должно быть уже в начальной школе. Тогда дети придут более подготовленные уже к 5 классу. Я считаю, что современному учителю необходимо владеть ИОС. Использование ЭОР в процессе обучения предоставляет мне большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности.

Хочется пожелать коллегам: не бойтесь, экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!

Список использованных источников
  1. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе / Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
  2. Осин А.В., Открытые образовательные мультимедиа системы / А.В. Осин – М.: Агенство «Издательский сервис», 2010.
  3. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах / А.В. Осин – М.: Агентство «Социальный проект», 2007.
  4. Ресурсы сети интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru, www.school-collection.edu.ru
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ, ЭОР, ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ, ЭУМ, МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ, ВИРТУАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.