Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Актуализация познавательной деятельности путем повышения наглядности изучаемого теоретического материала средствами компьютерной техники

ГБОУ СПО Политехнический колледж №31 г.Москвы
Данная работа посвящена вопросу повышения мотивации изучения теоретической темы путем визуализации излагаемого материала и использования эмоциональной составляющей.

Дисциплина «Информатика и ИКТ» по своей структуре – многоплановая. Ее освоение предполагает как изучение общеобразовательных и предметных теоретических вопросов, так и приобретение навыков использования компьютерной техники для решения образовательных и профессиональных задач.

Основной задачей изучения данной дисциплины, на наш взгляд, является приобрести понимание основных принципов обработки информации компьютером, осмысленного и рационального его использования. Часто «специалисты», освоившие несколько команд одной программы, используемой в их работе, даже не догадываются о ее же широких возможностях, а тем более о многогранных возможностях других программа. В результате изучения дисциплины нужно выпустить грамотного пользователя, который не только умеет использовать программное обеспечение общего назначения в своих целях, но и понимает принцип его работы и что можно получить в результате ввода той или иной команды. Логическое осмысление и прогнозирование результатов работы – еще одна цель обучения, где дисциплины компьютерного цикла «впереди планеты всей», так как имеют дело с устройством, основанным на принципах алгебры логики. Так уж он устроен – компьютер.

Достижение этих целей невозможно без изучения теоретических вопросов, среди которых есть тема: «Системы счисления».

Тема системы счисления – теоретическая, сухая и не слишком живая для восприятия. При ее изучении необходимо применять приемы актуализации познавательной деятельности.

Например, наглядность, эмоциональное представление материала и опора на личный опыт обучаемого.

Обратимся к основам психологии – лучше запоминается информация с эмоциональной окраской. А также - если лектор хочет внимания аудитории, он должен удивить ее.

Много лет, излагая материал, чтобы повысить интерес к теме, нами использовался пример гипотетического древнего человека – скотовода, которому нужно было считать свое стадо. Уже слова: «Считать овец…» вызывает оживление и привлекает внимание. Затем студентам предлагается рассуждать, как их сосчитать и запомнить результат. Рассматривается счет на пальцах – делаем вывод о десятичной системе счисления. Затем рассуждаем, что делать, если количество больше десяти, счет камушками (или палочками). Потом в рассуждениях появляется счетная доска – АБАК – и вывод о позиционной системе и чем она удобна для больших чисел.

В ход идут и сказки Киплинга, к сожалению, все менее известные современным обучающимся. Сейчас молодое поколение все меньше читает и больше смотрят видео и анимацию.

Исходя из многолетнего педагогического опыта появилась мысль визуализировать изложение темы с помощью современных компьютерных технологий и программного обеспечения в виде анимированного ролика – флэш-презентации.

Флэш-ролик направлен на повышение интереса к изучению темы: «Десятичная позиционная система счисления».  Флэш-ролик представлен виде сказки-гипотезы про скотовода, который считает свое увеличивающееся стадо и при достижении большого количества овец в его стаде придумывает десятичную позиционную систему счисления. Анимированные кадры снабжены поясняющими надписями, звуковым оформлением по содержанию и кнопкой управления переключения кадров для просмотра в индивидуальном темпе. Флэш-ролик создан самостоятельно с помощью программы AdobeFlash.

Рассмотрим несколько кадров нашего флэш-ролика:

  • Зрительное (графическое) погружение в атмосферу бытия древнего человека

 

  • Подсчет голов маленького стада овец на пальцах

 

  • Подсчет голов большого стада овец (пальцев не хватает)

 

  • Замена пальцев камушками

 

  • Разбиение большого числа на разряды с помощью разграфленной доски – АБАКа.

 


  

 

  • Вывод

 

Ролик размещен на персональном сайте преподавателя http://aei2007.my1.ru в разделе Материалы для студентов – Для 1 курса – Изучаем системы счисления.

Список использованных источников
  1. Бурлаков М. В. Adobe Flash CS3. Самоучитель. – Диалектика, 2007
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Визуализация, мотивация, система счисления, компьютерные технологии.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.