Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Технологии использования ЭОР в школе

Автор: Стихина Любовь Евгеньевна, Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 61 с углубленным изучением отдельных предметов
XXI век - это век новых информационных технологий. Без использования средств ИКТ уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного общества. Одним из средств ИКТ, широко используемых в образовательном процессе в настоящее время, являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), к которым можно отнести электронные учебники, мультимедийные презентации, тестовые оболочки и т.п. В статье я хочу поделиться своим опытом применения средств ЭОР в нашей школе не только на уроках информатики, но и учителями других предметов, а также во внеурочной деятельности.

XXI век - это век новых информационных технологий. Без использования средств ИКТ уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного общества.

Одним из средств ИКТ, широко используемых в образовательном процессе в настоящее время, являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), к которым можно отнести электронные учебники, мультимедийные презентации,  тестовые оболочки и т.п. В своей статье я хочу поделиться своим опытом применения средств ЭОР в нашей школе не только на уроках информатики, но и учителями других предметов, а также во внеурочной деятельности.

 

I. Использование возможностей интерактивной доски

В своей педагогической деятельности я использую интерактивную доску модели StarBoard с 2007 года. Первоначально я пользовалась ею, когда необходимо было продемонстрировать на большом экране электронные  образовательные ресурсы, разработанные самостоятельно, а также скачанные в Интернете через портал Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (различные презентации, Flash-ролики, программы, тесты, электронные учебные пособия и т.п.). Кроме того, интерактивная доска – очень удобный инструмент на уроке информатики, когда необходимо на большом экране показать принципы работы какой-либо компьютерной программы (текстового, графического редактора, системы программирования и т.п.).

В дальнейшем использование программного обеспечения интерактивной доски позволило использовать ее не только при объяснении нового материала, но и на других этапах урока (при проверке домашнего задания, усвоении, систематизации и обобщении знаний).

В этих случаях учителем разрабатываются специальные флипчарты, содержащие либо страницу с заданиями, ставящими перед учениками какую-либо проблемную ситуацию, либо страницу с заготовкой домашнего задания. Кроме того, при создании электронных документов для интерактивной доски, я использую некоторые приемы (классификация, кластер, перепутанные логические цепочки) технологии развития критического мышления (ТРКМ), цель которой - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Более подробно с моей методикой использования интерактивной доски можно познакомиться в статье «Методические приемы использования интерактивной доски на уроках информатики», перейдя по ссылке http://festival.1september.ru/articles/641454/, а с особенностями приемов ТРКМ – в статье «Использование приемов ТРКМ на уроках информатики» (режим доступа http://festival.1september.ru/articles/651571/).

 

II. Использование обучающих программ

С целью повышения мотивации, заинтересованности учащихся на уроках информатики и развития у них навыков работы с готовыми программами, мною были разработаны различные обучающе-контролирующие программы. Например, я создала в среде программирования VisualBasic несколько программных продуктов, с помощью которых можно выполнять на компьютере задания из рабочей тетради 6 класса при изучении темы «Компьютер и информация» по УМК Босовой Л.Л., что позволило облегчить учащимся восприятие нового материала, а также труд учителя при проверке заданий на уроке. С представлением уроков по данной теме я участвую на IV международном конкурсе педагогического мастерства «Формула будущего-2014».

В разработке обучающее-контролирующих программ в нашей школе принимают участие также и другие педагоги и учащиеся. Например, в 2013-2014 году для учащихся 5-х классов совместно с учителем русского языка и литературы Белоусовой Е.Г. и учеником 9-го класса Подплетневым М. были разработаны дидактические игры по теме «Омонимы». Данные игры используются в настоящее время на уроках русского языка, что позволило повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и качество их обучения. Наш проект «Омонимы» выложен на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» (режим доступа http://portfolio.1september.ru/work.php?id=606074).

 

III. Использование тестирующих оболочек

     Современные ЭОР предоставляют учителю большие возможности для организации обратной связи «учитель-ученик», в частности возможность быстрой проверки знаний учащихся по какой-либо теме, а также по всему курсу какого-то конкретного предмета. В своей практике я широко использую тесты, скачанные из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Кроме того, я сама разрабатываю тесты, используя различные среды (Microsoft Office Excel, Adobe Flash, Visua lBasic). Ниже на рисунке приведен пример теста по теме «Системы счисления», разработанный мною в среде Microsoft Office Excel 2007 для учащихся 9-х классов.

   

Также, в разработке тестов (не только по информатике, но и по другим предметам) мне помогают старшеклассники. Например, перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/rNXq1jtrcP8m9, можно познакомиться с тестирующей оболочкой по физике, разработанной в среде Macromedia Flash учеником 9-го класса Клиновым А. в 2010 году (руководили созданием теста автор статьи и учитель физики Игошина Т.А.).

 

IV. Использование мультимедийных презентационных проектов

Разработкой мультимедийных презентаций в различных средах в нашей школе занимаются несколько инициативных педагогов, привлекая к этому процессу учащихся. При создании презентаций учащимися применяют на практике знания, полученные на уроках информатики при изучении  программы Microsoft Office Power Point. Кроме того, они могут попробовать свои силы в создании мультимедийных Flash-презентаций, используя среду AdobeFlash (ранее MacromediaFlash). Разработанные учителями и школьниками мультимедийные проекты используются не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.     

В качестве примера можно привести презентацию «Марина Цветаева» (Лехкобитова С., 11-й класс, 2007 г., режим доступа https://yadi.sk/d/tI48aoNOcPCNL, руководители – автор статьи и учитель литературы Лобикова Г.М.). Эта презентация создавалась с целью демонстрации на уроках литературы при изучении творчества поэтессы. 

Примером удачного мультимедийного проекта является проект «Популяризация экологического туризма», в создании которого в 2013-2014 году участвовали помимо автора статьи учитель биологии Никулина М.В., педагог дополнительного образования Шредер А.А., ученица 11-го класса Елисеева Е. и учащийся 9-го класса Подплетнев М. Цель проекта – формирование экологической культуры учащихся, любви к малой Родине, здорового образа жизни. Данный проект стал победителем конкурса «Учебный проект» в рамках общероссийского фестиваля «Портфолио ученика». Познакомиться с проектом можно, перейдя по ссылке http://portfolio.1september.ru/work.php?id=605375).

 

Суммируя все вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование ЭОР в образовательном процессе:

  • способствует активному вовлечению учащихсяв познавательную деятельность, повышению мотивации, заинтересованности учеников за счет более наглядного восприятия школьниками учебного материала;
  • улучшает темп и течение урока (на усвоение материала и выполнение заданий требуется меньше времени);
  • развивает познавательную, творческую и исследовательскую  деятельность учителя и учащихся;
  • позволяет организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному приобретению и представлению знаний.  
Список использованных источников
  1. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
  2. Трефилова С.Ю. Использование ЭОР в образовательном процессе. // http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2012/11/05/ispolzovanie-eor-v-obrazovatelnom
  3. ТРКМ - технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
  4. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Использование возможностей интерактивной доски Использование обучающих программ Использование тестирующих оболочек Использование мультимедийных презентационных проектов

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.