Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование ИТ в образовательном пространстве спортивного зала ДОУ

Автор: Граненкова Ирина Владимировна, Почетная грамота Министерства Образования и Науки РФ
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 33 Кировского района Санкт-Петербурга
Занятия с использованием ИКТ не только оживляют воспитательно-образовательный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой. Проведение тематических занятий по физической культуре с использованием презентации позволяет приобщить детей к окружающему миру, значительно расширить культурное поле дошкольников, не выходя из спортивного зала.

Одной из сторон воспитания и формирования гармонично и всесторонне развитой личности ребенка является физическая культура. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жизни.

Модернизация дошкольного образования на основе введения и реализации ФГОС ДО требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физического развития.

Такая форма организации детей как тематические занятия по физическому воспитанию в нашем ДОУ проводится с 2004 года. Мною разработаны, внедрены и активно реализуются два цикла тематических занятий по физической культуре: «Мир глазами физкультуры» для детей 3-7 лет; «Олимпионики рождаются в детском саду» для детей 5-7 лет.

Методическая разработка тематических занятий направлена не только на развитие психофизических качеств, двигательных навыков и умений, но и на формирование у детей представлений об окружающем мире, об истории развития олимпийских видов спорта и на расширение культурного поля дошкольника.

Цель тематических циклов – формировать интерес к занятиям физической культурой, способствовать всестороннему развитию ребенка: физическому, интеллектуальному, духовному, эмоциональному, что полностью соответствует психолого-педагогической работе по освоению образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО.

Невозможно провести тематические занятия без привлечения средств наглядности. Для развития зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти используются схемы, фотографии, символы, иллюстрации и т.д. Но в свете модернизации нашей жизни появилась возможность для саморазвития педагога, совершенствовании его учебно-методической деятельности, педагогического творчества и информационной компетентности. Я говорю об использовании ИКТ в области дошкольного образования.

Занятия с использованием ИКТ не только оживляют воспитательно-образовательный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с группой. Кроме этого, подача материала, спроецированного на вертикальную плоскость, способствуют лучшему восприятию этого материала мальчиками (в силу особенностей развития их головного мозга).

Однако, несмотря на значительные возможности ИКТ в системы образования, в области физического воспитания детей дошкольного возраста они еще не нашли широкого применения. Одной из причин подобного положения дел является недостаточная разработанность методических условий использования ИКТ в физическом воспитании дошкольников, отсутствие соответствующих методик.

В связи с этим, я занялась разработкой презентаций и мультимедийных клипов для последующего использования их во время проведения тематических занятий.

Самым доступным средством для создания собственных компьютерных обучающих продуктов является программа PowerPoint. С ее помощью мною созданы презентации, которые содержат наглядный материал (схемы, фотографии, символы и т.д.), дидактические игры (дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают умение выслушать ответы товарищей), небольшие видеоматериалы по теме занятия. Наглядный материалы для презентаций я беру из энциклопедий, детских книг или обрабатываю изображения, взятые с Интернет-ресурсов.

    

Очень оживляет образовательный процесс использование анимационных героев, которые созданы с помощью программ PowerPoint и Nero. Эти герои умеют не только двигаться, но и разговаривать. Они могут что-то рассказать, спросить, показать, попросить что-либо сделать, загадать загадку и т.д. Дети с удовольствием общаются с героем и, активно включаясь в образовательный процесс, выполняют его задания. Участие в занятии героев-«анимашек» позволяет быстрее включить в образовательный процесс детей с проблемами в общении, а также детей, проходящих адаптационный период.

Использование анимационного героя позволяет перевести наглядный материал в динамический процесс. Так, например, анимационный герой – Волшебное дерево, разговаривая с детьми о временах года, меняет свой облик в зависимости от времени года. Причем на экране дети видят, как желтеют листья, как они опадают, следят за снегом, который покрывает дерево, наблюдают за появлением свежей листвы на ветках. Общаясь с анимационным героем, дети не только воспринимают информацию, но и учатся выполнять физические упражнения, которые показывает герой. Воспитанники с интересом учатся у Снеговика метанию, у Цветка – пальчиковой гимнастике, у Волшебного дерева – дыхательной гимнастике, у Мяча – прыжкам и т.д.

     

Проведение тематических занятий по физической культуре с использованием презентации позволяет приобщить детей к окружающему миру, значительно расширить культурное поле дошкольников, не выходя из спортивного зала.

Используя ИКТ на физкультурных занятиях, в течение нескольких лет, я определила для себя параметры, по которым создаются и используются презентации:

  1. Материал для составления презентации, в первую очередь, должен быть ориентирован на детей (их возраст, развитие, интересы).
  2. Презентация должна соответствовать теме и структуре занятия.
  3. Презентация не должна быть перенасыщена демонстрационным материалом. Нужно помнить, что она создается для физкультурного занятия, основа которого двигательная деятельность и моторная плотность должна быть не ниже 70-80%.
  4. Нельзя использовать презентации постоянно, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям. Какими бы положительными качествами не обладали бы ИКТ, они не могут заменить живого общения педагога с детьми. Кроме этого, подготовка и организация занятий с использованием ИКТ требует от педагога больших интеллектуальных и эмоциональных усилий.

Преимущества, которые я выделила, используя презентации на физкультурных занятиях:

  • Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему усвоению материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста; способствует развитию памяти, воображения, творчества детей;
  • Использование анимации и небольших видеоклипов позволяет наглядно отобразить динамическое развитие того или иного процесса, явления и т.д.;
  • В презентации можно смоделировать различные ситуации, которые невозможно показать на занятии (пожар, листопад, воспроизведение звуков природы, звездное небо и т.д.);
  • Возможно одновременное использование графической, аудиовизуальной информации;
  • Используя презентер в виде кольца, педагог получает возможность руководить презентацией из любого уголка спортивного зала, то есть не нужен постоянный контакт с экраном или компьютером. При этом педагогу ничто не мешает расставлять оборудование или выполнять страховку детей.

Материально-техническое обеспечение физкультурных занятий с использованием ИКТ:

  • Компьютер;
  • Экран, закрепленный на стене;
  • Стационарно установленный мультимедийный проектор, не мешающий участникам образовательного процесса выполнять физические упражнения;
  • Аудиосистема;
  • Презентер в виде кольца или беспроводная мышь. 

Результатом разработки, внедрения и активного применения ИКТ являются:

  • Постоянное самообразование педагога и расширение его кругозора;
  • Увеличение познавательной мотивации у воспитанников;
  • Повышение интереса детей к физкультуре и спорту;
  • Положительное эмоциональное состояние дошкольников во время воспитательно-образовательного процесса;
  • Высокие результаты, полученные при тестировании детей по теме «Олимпионики рождаются в детском саду»: 85-87% детей 6-7 лет выполняют задания правильно (тестовые материалы разработаны мною на основе дидактических игр).

Таким образом, использование современных ИТ является эффективным средством в воспитании и развитии гармоничной и всесторонне развитой личности ребенка.

Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  физическое развитие, презентация, информационные технологии, анимация в образовательном процессе, наглядный материал

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.