Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 75
в статье раскрываются возможности дистанционного обучения для школьного образования, формулируются требования к дистанционному уроку, предлагаются рекомендации по созданию дистанционных курсов на web-сайте.

Сейчас в мире появилось огромное количество дистанционных курсов и даже целые университеты дистанционного обучения.

Поэтому школа в этом плане не может позволить себе отставать. 

Электронная почта, поисковые системы, образовательные ресурсы, чаты, форумы - современные школы имеют возможность использовать их в целях образования. Для большей  эффективности они должны быть построены таким образом, чтобы реализовывать главные принципы образования:

  • личностную ориентацию;
  • творческую ориентацию;
  • деятельностный подход.

Принципиальным отличием дистанционного обучения является переход от «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся».

В условиях школьного обучения наиболее удобно в этом плане использование дистанционных уроков или курсов.

Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний умений, основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учебным предметам, отражающим межпредметные связи.

Дистанционный учебный курс– это форма дистанционного обучения, содержание которой относится к определённому учебному предмету, его разделу, или крупной теме.

По способу получения учебной информации различают: синхронные учебные системы (системы on-line, в реальном времени) и асинхронные системы (системы off-line).

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий учеников и учителя. К таким системам относятся: web-чат, web-телефония, телеконференции. 

Асинхронные системы не требуют одновременного участия учеников и учителя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий.

При проектировании дистанционных уроков и курсов следует учитывать определенные требования:

  1. Необходимо определить в каком режиме будет осуществляться процесс получения знаний. 
  2. Выбрать типа урока.
  3. Определить цели урока.
  4. Составить краткий план урока.
  5. В плане урока указать используемые при проведении урока ссылки Интернет-ресурсов.
  6. Предусмотреть практические и контрольные работы, а также домашнее задание 
  7. Оценка деятельности учеников должна осуществляться на каждом уроке.
  8. Рефлексия, предусматривающая общий анализ урока. 

Для проведения дистанционных уроков в реальном времени для школьного обучения наиболее удобно и просто использовать чат, особенно в групповых занятиях. Для индивидуальных занятий можно использовать ICQ. При асинхронной форме проведения дистанционных уроков наиболее эффективно использование web-сайтов, а также E-mail и возможностей системы dnevnik.eu.

Дистанционный урок может быть выполнен в виде текстового документа, видео или аудиоварианта на CD-диске, а также в виде web-сайта размещен на школьной локальной сети или в сети Интернет. При этом для web-сайта урок должен иметь следующую структуру:

  • Первая Web-страница – титульная, на ней должны быть расположены кнопки навигации по страницам урока или план изучения темы в виде гиперссылок.
  • Следующие страницы урока должны быть посвящены теории, и содержать текст, иллюстрируемый рисунками, что сделает материал урока наглядным. 
  • Затем необходимо поместить страницы с практическими упражнениями, сложность которых может возрастать от упражнения к упражнению.
  • Последней должна быть страничка с домашним заданием или итоговым тестом.

Текст, размещенный на web-страницах должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Необходимо использовать входной контроль, чтобы восстановить существующие знания учащихся.
  2. Уровень трудности материала должен соответствовать познавательному уровню обучаемого.
  3. Важная информация помещается в центр экрана и выдвигается на первый план, чтобы сосредоточить внимание школьника. Она должна быть подкреплена рисунками, схемами, анимацией, видеороликами и т.д.
  4. Материал урока должен быть представлен на экране в виде  пяти - девяти частей для обеспечения эффективной обработки в рабочей памяти. 
  5. Все стратегии требуют, чтобы учащиеся применяли, анализировали, синтезировали, и оценивали информацию сохраняя её в долгосрочной памяти.

На сегодняшний день возможности дистанционного обучения позволяют решить целый ряд важнейших проблем в школьном образовании.

Во-первых, дистанционное обучение является важным направлением для часто болеющих учеников. 

Во-вторых, оно позволяет осуществлять дифференцированный подход.

В-третьих, дает возможность создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

В-четвертых, способствует развитию креативных способностей учащихся и т.д.

Каждый уважающий себя и учеников учитель должен иметь в своем арсенале хотя бы один дистанционный курс. Не только для того чтобы отдать дань требованию времени, но и для того чтобы использовать все средства для улучшения качества обучения. 

Список использованных источников
  1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева. – М.: Академия, 2004
  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М. Центр педагогического образования, 2013
  3. Канаво В. Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через интернет http://www.curator.ru/method.html
  4. Хуторской А.В., На урок - в Интернет., Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года", М., 2000
  5. Хуторской А.В. ДВА ПОДХОДА К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ. //EIDOS-LIST. -1999- Вып. 3.4.- http://www/eidos.techno.ru/list/serv.htm
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Дистанционный урок, дистанционный учебный курс, синхронные учебные системы, асинхронные учебные системы, требования к дистанционному уроку, правила оформления дистанционных курсов на web-сайтах.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.