Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Внедрение облачных технологий как средство решения образовательных задач

1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, 2 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
В данной работе рассматриваются вопросы внедрения облачных технологий, создания информационно-образовательной среды и повышение качества образовательных результатов.

Основная цель современного образования – формирование новой образовательной системы, повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным требованиям.

 Ориентация на новые образовательные результаты влечет за собой существенные изменения. Прежде всего, актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учащихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивационных ресурсов обучаемых требует осуществления личностно- ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта  лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Согласно требованиям ФГОС информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса [3:49],  следовательно, каждый учитель и каждый ученик  должны  работать в информационно-образовательной среде. 

Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, включающей  комплекс информационных образовательных ресурсов, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде  [3:49].

Информационно-образовательная среда – важнейший компонент новой системы образования, а процесс обучения сегодня можно определить как целенаправленную совместную деятельность учителя и учащихся в информационно-образовательной среде.

Как же создать информационно-образовательную среду? 

Как показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных технологий». К ним относятся бесплатные хостинги сетевых служб для учащихся и преподавателей. Стоит обратить внимание на инновационные IT-приложения: сервисы Web 2.0 или Google-сервисы. Ведь лучший способ подготовки учащихся к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном процессе. Сетевым технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов. Веб-сервисы рассматриваются как сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Их можно эффективно использовать в процессе обучения и подготовки обучающихся [2].

Рассмотрим, как Google может стать площадкой для создания образовательного пространства с выходом на совместную деятельность обучаемых. Суть технологии Google заключается в возможности привлечения обучающихся для участия в образовательном процессе не только в качестве потребителей образовательного контента, но и как его активных создателей, она способствуют тому, чтобы в центре педагогического процесса оказывался обучающийся.

Корпорация Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов, доступ к которым возможен в окне любого браузера как при наличии подключения к Интернету, так и без подключения к Интернету.

Наиболее используемыми в образовательном сообществе, являются следующие сервисы Google: Gmail – бесплатная электронная почта, Google Disk – Диск Google – хранилище документов, Google Docs – онлайновый офис, Google Calendar – онлайновый календарь, Google Maps – набор карт, Google Sites –бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, YouTube – видеохостинг.

Эти Google-приложения предоставляют учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты, необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы Google для образования содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться.

Для построения своего образовательного пространства мы активно используем следующие сервисы: Google Disk, Google Документы, Таблицы, Презентации, Рисунок, Форма Google.

Основные преимущества использования сервисов Google в образовании с точки зрения пользователя:

  • требования к аппаратному обеспечению (обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
  • google-технологии не требуют затрат на приобретение и обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно получить через окно веб- браузера);
  • Google поддерживают все операционные системы и клиентские программы, используемые учащимися и учебными заведениями;
  • все инструменты Google бесплатны.

Для создания персональной информационно-образовательной среды учителя, для коллективного взаимодействия мы используем Google сайт.

Если рассматривать Google-cайт  как учебную среду, то это прежде всего  возможность преподавателю быстро научиться создавать сайт для общения с коллегами, учащимися и их родителями - будь то персональный сайт учителя, сайт  класса, школы, сайт мероприятия или проектной работы. А во-вторых, настройки дают возможность совместной работы нескольких пользователей - преподаватель, как владелец сайта, организует доступ учащихся к сайту в качестве соавторов. Все авторизованные участники могут редактировать страницы, оставлять комментарии к любой из страниц, а также добавлять файлы в виде приложений к страницам. Обучающиеся могут обмениваться информацией во время исследований и при работе над проектом.

Для конструирования электронной среды с помощью удобных инструментов можно создать учебные модули и организовать интерактивное взаимодействие всех участников обучения. Остается придумать, как лучше структурировать образовательный контент и, главное, как обеспечить его подачу в условиях полного или частичного дистанта - и для взаимодействия в режиме реального времени, и в "оффлайн".

Сервисы для совместной работы такие, как RealtimeBoard, Conceptboard, MindMap, позволяют создавать совместные сетевые проекты. Это виртуальные  онлайн-доски, на которых вместе с командой можно обсуждать идеи и проекты.

Сервис LearningApps - это конструктор на основе приложений Web 2.0. для разработки интерактивных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. На сервисе имеется галерея общедоступных интерактивных заданий, которая ежедневно пополняется новыми материалами, созданными преподавателями разных стран. Сервис LearningApps предоставляет возможность получения кода для того, чтобы интерактивные задания были помещены при желании на страницы сайтов или блогов преподавателей и учащихся. Сервис интересен не только применением разных шаблонов, всевозможных типов интеллектуальных интерактивных заданий, но и тем, что данные задания можно использовать для дистанционного обучения [1].

В результате работы с данными инновационными сервисами обучающиеся овладевают  приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности, учатся пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ [3:30].

Список использованных источников
  1. Александрова Зинаида Васильевна, учитель физики и информатики, МБОУ СОШ №5 п. Печенга Мурманской обл., 2012 г.
  2. Материалы Академии Преподавателей Google https://sites.google.com/site/gtakazan2013/home
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.