Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Электронные образовательные ресурсы: системный подход

Автор: Виноградова Марина Викторовна, Кандидат социологических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации
МБОУ Гимназия №9 город Химки
Применение электронных образовательных ресурсов должно быть целесообразно и носить системный характер. Это позволит сформировать в школе комфортную образовательную среду необходимую для активной учебно-познавательной деятельности, саморазвития и готовности к непрерывному образованию.

Применение электронных образовательных ресурсов должно быть целесообразно и носить системный характер. Это позволит сформировать в школе комфортную образовательную среду необходимую для активной учебно-познавательной деятельности, саморазвития и готовности к непрерывному образованию.

Электронные образовательные ресурсы в настоящее время – это обязательный элемент работы учителя по формированию базовых и предметных компетентностей школьника. Не умаляя роли традиционных средств обучения, следует признать, что развить в школьнике умение изучать и систематизировать информацию, применять исторические знания и решать творческие задачи можно лишь с опорой на инновационные инструменты преподавания. Однако, маркер интерактивной доски - не волшебная палочка, взмахнув которой учитель с классом легко перенесется в мир стандартов второго поколения. Эффект новизны от интерактивного обучения быстро проходит, и становится ясно, что даже самый совершенный гаджет не способен заменить скрупулёзную работу учителя по поддержанию устойчивой познавательной активности школьников. А вот дополнить и сделать более результативной может и должен.

Целью применения электронных средств может стать, по мнению автора, формирование комфортной образовательной среды в процессе изучения истории. Правильно организованная окружающая среда не только способствует усилению мотивации учебной деятельности. Ее формирование является необходимым условием для того, чтобы школьник показал ту образовательную активность, которую ожидают от него авторы новых федеральных стандартов. Под комфортностью образовательной среды автор понимает психофизиологическое состояние ученика в школе, которое возникает при условии удовлетворения личностью своих ведущих потребностей, обусловленных возрастным развитием. О необходимости такой образовательной среды говорится в уже введенных в действие стандартах начальной школы [1]. Не менее актуальным это положение кажется применительно к средней школе.

И дело не в том, что современные ученики растут в окружении электронных гаджетов. Применение новых образовательных средств (компьютер, ИД, интернет, образовательные комплексы и творческие среды) позволяет лучше учитывать психофизиологические особенности личности. Общеизвестно, что по типу восприятия информации дети делятся на визуалов, познающих мир с помощью зрения, аудиалов, предпочитающих слуховое восприятие, кинестетиков, живущих движениями и эмоциями, и дискретов, предпочитающих логическое мышление. Яркие образы, которые появляются на экране, анимированные карты и презентации, видеосюжеты ориентированы, прежде всего, на визуалов и аудиалов. Схемы, особенно в ресурсах по обществознанию, способны дать пищу для ума дискрета. Соединение современных образовательных комплексов с возможностями экрана интерактивной доски способно создать комфортную образовательную атмосферу для ребенка-кинестетика. Таким образом, потребности детей с разными типами восприятия удовлетворяются в полной мере.

Рисунок 1 Слайд из презентации к уроку с картой, выполняющей роль опорного конспекта.

 Иллюстрацией данного тезиса служит Методический комплект из трех уроков «Смутное время» разработанный автором. [2] Цель методического комплекта - не только доступно рассказать двенадцатилетним детям (VIIкласс) об одном из сложнейших этапов российской истории, но и подтолкнуть их к размышлениям о значении этого периода для развития нашего государства, об уроках, которые преподносит это время не только его непосредственным участникам, но и нам, современным людям. В ходе двух уроков объяснения нового материала на интерактивной доске и в тетради создается опорный конспект. (Рисунок 1) На последнем уроке опроса он становится основой интерактивной карты, созданной с помощью Конструктора исторических карт. [3] Очевидно, что электронная карта, похожая на компьютерную игру, рисунки в тетради, позволяющие легко запомнить материал, позволяют сделать среду комфортной для детей-кинестетиков.  (Рисунок 2)

Рисунок 2. Интерактивная карта с подсказками.

Использование на уроках материалов Интернет-проекта «Преодоление Смуты» удовлетворяет потребности школьников-визуалов и дискретов. [4] Интернет-проект содержит обширную коллекцию иллюстраций, а также подлинные документы XVII века, снабженные научными комментариями. С помощью активных гиперссылок на слайдах документы можно увеличить, разобрать отдельные слова, рассмотреть сургучные печати, «пролистать» страницы фолиантов, погрузившись тем самым в атмосферу XVII века. (Рисунок 3)

Рисунок 3 Слайд с активной гиперссылкой из презентации к уроку.

«В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия. Но есть и преимущества, на которые должен опираться педагог. Одно из них – готовность подростка ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах» -  советуют нам детские психологи. [5] Предлагая семиклассникам для анализа текст (почти неадаптированный!) исторических источников XVIIвека автор учитывал именно эту возрастную особенность. (Таблица 1) Другие источники можно рекомендовать для работы дома. Как и всю виртуальную выставку, так как «Преодоление Смуты» лишь малая ее часть. На примере интернет-проекта школьники учатся получать в сети Интернет подлинно научную информацию и делать выводы на ее основе.

№ слайда Характер источника Адрес в сети Интернет\Ссылка на источник
58 Картина. Э.Э. Лисснер Изгнание поляков из Кремля в 1612 году. 1938 год. http://www.rusarchives.ru/smuta/05-vtoroe-opolchenie.shtml
59 Текст. Рассказ о Земском соборе http://rusarchives.ru/smuta
60-61 Документ. 1613 г. февраль.
Запись, разосланная от правительства «Совета всей земли» и Земского собора во все города для приведения людей всяких чинов и званий к присяге на верность избранному царю Михаилу Федоровичу.
http://rusarchives.ru/smuta/06-10-zapis-dlja-privedenija-ljudej-k-prisjage-na-vernost.shtml
62 Картина. Царь Михаил Федорович Романов http://www.rusarchives.ru/smuta/07-vyhod-iz-smuty.shtml
63 Картина. Патриарх Филарет Никитич. Портрет работы неизвестного художника. http://www.rusarchives.ru/smuta/07-vyhod-iz-smuty.shtml
64 Рассказ о Филарете http://rusarchives.ru/smuta
65-66 Документ. 1618 г. февраля 10.
Указ о восстановлении вотчинных грамот и крепостей, утраченных в «разоренье».
http://rusarchives.ru/smuta/07-16-ukaz-vosstanovlenie-votchinnyh-gramot.shtm
67-68 Документ. 1617 г. февраля 27.
Договор о вечном мире, заключенный в деревне Столбово между российскими послами кн. Д.И. Мезецким «с товарищи» и шведскими графом Я. Делагарди «с товарищи».
http://rusarchives.ru/smuta/07-15-stolbovskoy-mir.shtml
69-70 Документ. 1618 г. декабря 11.
Договор между Россией и Польшей о перемирии на 14 лет, возвращении Польше Смоленска, размене пленными и пр., заключенный в деревне Деулино
http://rusarchives.ru/smuta/07-17-deulinsky-mirny-dogovor.shtm

 

Таблица 1 (фрагмент конспекта урока). Источники для ответа на вопрос «Какими событиями завершилось Смутное время»?

Очевидно, что формирование комфортной образовательной среды – далеко не единственная цель, которую может поставить перед собой учитель, применяющий электронные ресурсы. Главное, по мнению автора, не использовать их ситуативно и эпизодически. Например – только во время открытых уроков. Должный эффект может дать только регулярное применение, которое носит системный характер и опирается на знания возрастной психологии и физиологии.

Словарь:

Комфортность как психофизиологическое состояние ученика в школе возникает при условии удовлетворения личностью своих ведущих потребностей, обусловленных возрастным развитием. Понятие комфортность образовательной среды используется для описания тех условий, которые способствуют актуализации способностей учащихся и их личностного развития.

Компетентность означает свойства, качества личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе приобретенных знаний и сформированных навыков и умений. Компетенция – это сами знания, умения, навыки, приобретенные в ходе обучения.

Образовательная среда средней школы - это совокупность условий, процессов, явлений, технологий в средней школе, непосредственно воздействующих на обучение и воспитание школьника, всестороннее развитие его личности и социализацию в целом. 

Список использованных источников
  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М., 2011.
  2. Методический комплект размещен в сети интернет по адресу https://yadi.sk/d/Of3ewZMDcPuEV; https://yadi.sk/i/ijwI9poRaP5go; https://yadi.sk/i/YzUFC6D7aP3EG
  3. Интерактивные карты по истории. 1С: Конструктор исторических карт. 1С-Паблишинг. М., 2011.
  4. http://rusarchives.ru/smuta
  5. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология. М.. 2013.
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Комфортность образовательной среды Интерактивные исторические карты Опорный конспект

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.