Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование интерактивной доски в образовательном процессе детского сада

Авторы: Хорькова Елена Александровна, Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, Фоменко Ирина Александровна, Почетный работник общего образования РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №15 "Петушок" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей"
Интерактивная доска заняла прочное место в системе образования. В данной статье говорится о том, как используется интерактивная доска на занятиях познавательного цикла у детей старшего дошкольного возраста.
У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворить. Надо не только дать время ему поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра. А.С.Макаренко

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Новые цифровые технологии  уже прочно вошли во все стороны реальности, в которой мы живем, в том числе и в семейный быт, и жизнь детей. Наступило время, когда уровень образованности человека все более определяется его информационной компетентностью. Бесспорным является утверждение о начале перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние.

 Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному обучению и воспитанию как первому звену непрерывного образования. Современный педагог должен владеть необходимым арсеналом интерактивных методов обучения и уметь их использовать в образовательном процессе. Традиционные приемы, методы и средста обучения при переносе в современное занятие должны быть соответствующим образом модифицированы.  Кроме того, достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом традиционных и новых приемов обучения. Нужны технологии, позволяющие превратить образовательную деятельность в интересный, увлекательный, насыщенный творчеством процесс, отвечающий современным потребностям детей, родителей, общества, приносящий удовольствие  и удовлетворение нам и нашим воспитанникам. 

Интерактивная доска, на мой взгляд, это лучшее техническое средство обучения для взаимодействия воспитателя с детьми. Использование интерактивной доски в образовательном процессе детского сада позволяет усилить степень причастности и вовлеченности дошкольников во взаимодействие с учебной информацией на занятии, создает удивительную ситуацию сотрудничества и  взаимопонимания, когда каждый ребенок становится частью команды. Занятие в детском саду – это всегда таинство, волшебство, это неповторимый педагогический шедевр, который возникает, благодаря личности педагога, его профессиональному мастерству.  По силе и глубине воздействия на детскую аудиторию грамотно построенное занятие с использованием интерактивной доски может сравниться с кино и театром.

То, что происходит на интерактивной доске во время занятия, я «расцениваю , как некий подготовленный лично мной спектакль, состоящий из отдельных сцен. На каждой из таких сцен произойдут запланированные мной действия и события, в которых мои воспитанники будут активными участниками. А успех этого спектакля целиком зависит от моих умений и способностей. Чтобы суметь поставить интересный спектакль, нужно  предварительно многому научиться, а именно:

  • полное представление о  технических возможностях сцены;
  • знать, какие инструменты в театре имеются для изготовления декораций и принципы их работы;
  • знать, какие и где имеются материалы для изготовления этих декораций;
  • научиться пополнять из разных источников наборы этих материалов, пользуясь как «официальными плановыми поставками», так и собственной инициативой;
  • овладеть приемами изготовления и расстановки декораций на сцене;
  • научиться оформлять спектакль эстетически;
  • научиться продумывать общий сценарий спектакля и сценарий каждого акта;
  • дать начальные технические умения актерского мастерства актерам-детям;
  • и, конечно же, отыграть премьеру!      

Если педагог овладеет всем перечисленным – спектакль состоится! [1].

С целью повышения профессионального уровня в области интерактивного обучения  я прошла дистанционное обучение в мастер-классе для пользователей программы SMART Notebook на портале Cеть творческих учителей, в настоящий момент осваиваю удивительные возможности программы Activinspire в рамках работы мастер-класса И.И.Кислой   Activ&Board.

Готовые мультимедийные образовательные продукты, которые можно найти в сети Интернет, не учитывают в полной мере  особенности детей дошкольного возраста, в связи с чем возникла необходимость создания собственных цифровых образовательных ресурсов с использованием интерактивной доски.

Примеры использования интерактивной доски на занятиях:

 

          "В гости к Смешарикам"

 С помощью интерактивной доски  создан эффект телемоста со сказочной страной.  В процессе «установки связи» организован диалог с героями любимого мульфильма. На протяжении всего занятия дети активно помогают своим сказочным друзьям справляться с то и дело неожиданно появляющимися проблемами, заодно упражняясь в решении математических задач, выполнении упражнений на развитие  логического мышления.

 

   «Счет в пределах 10»                                               

 Чудесное «оживление» созданного детьми Снеговика, его необыкновенные новогодние приключения, большое желание всех участников событий узнать содержимое найденного Снеговиком волшебного мешка позволило мне удерживать устойчивое внимание моих воспитанников на протяжение всего занятия и выполнить поставленные задачи на закрепление счета.

 

    «Спасатели спешат на помощь»

              Игровая мотивация детей на решение учебных задач по обучению грамоте  - помочь Чунга Чанге вернуть всех зверей на остров, который заколдовала злая Баба Яга.  Итог совместных дружных усилий –праздник на острове - веселый танец Чунга Чанга. Танцевали все – и дети , и звери, и взрослые!  А потом проводили самооценку  : какой вклад внес каждый из детей в общий результат. Радует, что некоторые из ребят очень объективно подошли к рефлексии. 

   

«Путешествие в сказку»

  Легкое движение руки – и на большом экране оживают сказочные герои. Прикосновение к Волшебному Цветку дает детям волшебную силу, которая так нужна будет им в борьбе со злым Драконом.   Анимационные эффекты позволяют продемонстрировать детям как добро побеждает зло, как настоящая дружба способна творить чудеса. 

   

 

Вывод

Наблюдение за воспитанниками в непосредственно образовательной деятельности показали:

  • эффективность современных занятий определяется уровнем его интерактивности,
  • использование интерактивной доски на занятиях с дошкольниками не только усиливает наглядность изложенного материала,  делает занятие живым и увлекательным, но и повышает заинтересованность,  вызывает яркое эмоционально-положительное отношение детей к учебному процесссу, позволяет  развивать концентрацию внимания,  стимулировать познавательную, творческую активность, подкреплять абстрактные знания конкретными образами, расширять представление об окружающем мире, обогащать словарный запас.
  • интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которому отвечает новое поколение детей, растущее на телевидении, компьютерах и мобильных телефонах, у которых гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.
Список использованных источников
  1. А.Б. Розенфельда «Мастер – класс для начинающих пользователей интерактивной доски»
  2. Т.В. Лазарев "Образовательные технологии новых стандартов" Петрозаводск Verso 2012
  3. И. Калаш "Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании" ЮНЕСКО 2011
  4. http://it-n.ru Cеть творческих учителей
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  интерактивная доска, дошкольное образование, информационно-коммуникационные технологии, ребенок, интерактивные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.