Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Электронная тетрадь «Шондиа акань (Солнечная куколка)» (изготовление и декорирование куклы в коми-пермяцком стиле)

Авторы: Сыстерова Елена Алексеевна 1, Сазонова Оксана Михайловна 2
1 Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр "Радуга" города Кудымкара Пермского края, 2 МОБУ ДОД "ДЮЦ "Радуга" города Кудымкара

Цель ЭОР: Продемонстрировать возможности применения традиционных промыслов коми-пермяцкого народа в современном дизайне.

Задачи ЭОР:

  • обучающие:дать первоначальные знания о коми-пермяцком народе; научить модифицировать коми-пермяцкую набойку; научить работать с электронным образовательным ресурсом.
  • развивающие: развивать умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а так же преобразовывать её; развивать способности саморегуляции в процессе овладения приёмами учебно-познавательной деятельности;
  • воспитывающие: создать условия для приобретения детьми, в том числе детьми-инвалидами социального опыта, принимая на себя роль «мастера»; вызвать интерес к самостоятельному изучениюистории и культуры коми-пермяцкого народа.  

Электронный образовательный ресурс представляет собой электронную тетрадь, состоящую из введения, 7 учебных занятий и итогового занятия. Ребёнок имеет возможность работать в тетради в формате сетевого образовательного ресурса на сайте https://sites.google.com/site/radugarospis

Формы работы обучающегося: дистанционная, индивидуальная.

Предполагаемый результат:

Ребёнок:

  1. Разработает и изготовит плоскостную куклу «Шондиа акань» (солнечная куколка) в коми-пермяцком стиле.
  2. Приобретёт социальный опыт изготовления изделий для использования в качестве украшения дома или в качестве подарка.
  3. Узнает особенности традиционных коми-пермяцких промыслов.
  4. Познакомится с одним из малых народов многонациональной Родины.

Содержание занятия в полном объёме содержится на учебном сайте. С электронной тетрадью могут работать дети, обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «Художественная роспись», реализуемой в МОБУ ДОД «ДЮЦ «Радуга» города Кудымкара и дети, не получающие образовательные услуги по программе, в том числе дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.

В реализации данного ЭОР принимают участие все дети объединения «Художественная роспись». Но главной причиной его разработки стал заказ родителей детей-инвалидов.

Педагогическая целесообразность использования данной электронной тетради обусловлена тем, что в объединении «Художественная роспись» МОБУ ДОД «ДЮЦ «Радуга» реализуется инклюзивный подход к организации образовательного процесса. Вместе со здоровыми детьми в группах занимаются дети-инвалиды, которым в соответствии с индивидуальными программами реабилитации до 5 раз  в год необходимо проходить санаторно-курортное, стационарное, амбулаторное лечение или обследование. Лечение длится до полутора месяцев (что стало обоснованием количества занятий в тетради). Поэтому, дети не могут посещать занятия и работать с педагогом, но у них не пропадает желание заниматься творчеством. А родители внимательно следят за тем, чтобы с трудом приобретённые навыки ориентировки на листе бумаги, умение работать с ножницами (разработка мышц рук), запоминание и использование красок разных цветов, не пропали в течение периода прохождения лечения.

Педагогами Центра «Радуга» установлен приоритет обучения детей на национальном региональном компоненте, в связи с этим была выбрана тема для разработки ЭОР. Даже дети – инвалиды в нашем Центре осваивают технологию исследовательской учебной деятельности, поэтому в тетради содержатся задания поискового и исследовательского характера (такие как: найти  в Интернете, проанализировать образец, создать собственную композицию).

Основной формой организации работы является индивидуальная, но если ребёнок или родители захотят, то, после консультации с педагогом, можно разделить этапы изготовления куклы и она станет парной или групповой (например, для родителей и ребёнка или детей в многодетной семье). Особенность данного ЭОР заключается в том, что работать с ним могут разновозрастные группы людей, начиная с 10 лет и до взрослых людей.

Разработанные занятия имеют содержание, приведённое в таблице.

Занятие

Содержание занятия

Введение

Приведён отрывок из коми-пермяцкой легенды и приводится информация о коми-пермяцком народе. Ребёнку дана ссылка на сайт в Интернете, на котором можно посмотреть мультипликационный фильм, по мотивам коми-пермяцких легенд.

Приведены опорные сигналы (картинки), применяемые в тетради для обозначения необходимых для занятия материалов и форм работы ребёнка (найти информацию самостоятельно; выполнить тренинг по образцу; изготовить продукт по образцу; самостоятельно изготовить продукт).

Ребёнку дан адрес электронной почты педагога, для общения во время работы с электронной тетрадью.

Занятие 1

Тема занятия: Кто такие коми-пермяки?

План:

  1. Характеристика особенностей коми-пермяцкого народа.
  2. Промыслы и ремёсла коми-пермяков.
  3. Одежда коми-пермяков.

На каждом занятии ребёнок знакомится с терминами на коми-пермяцком языке (с переводом на русский). После ознакомления ребёнка с новым материалом ему предлагается выполнить самостоятельное задание: прочитать коми-пермяцкие легенды.

Занятие 2

Коми-пермяцкая набойка

План:

  1. Что такое набойка.
  2. На чём выполнялась набойка.
  3. Виды рисунков на дубасе.

После ознакомления ребёнка с новым материалом ему предлагается выполнить самостоятельное задание: найти в образце орнамента, украшающем дубас, композиции (рисунки из элементов) похожие на птичку, дерево, розетку.

Для самостоятельной поисковой работы ребёнку дана ссылка на сайт «Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина – Пермяка».

Занятие 3

Выполнение элементов коми-пермяцкой набойки в технике роспись по дереву.

План:

  1. Подготовка материалов и инструментов;
  2. Работа с видеоматериалом;
  3. Выполнение упражнения.

Первое практическое занятие. Выполнение элементов мотивов коми-пермяцкой набойки в технике росписи по дереву.

Ребёнку предложены инструкции (советы) для практического выполнения задания и видео мастер-класса снятый и исполненный автором тетради.

Предложено отправить выполненную работу по электронной почте педагогу.

Занятие 4

Выполнение элементов коми-пермяцкой набойки в технике роспись по дереву в цветном варианте.

План:

  1. Подготовка материалов и инструментов;
  2. Работа с электронной карточкой;
  3. Выполнение упражнения.

Практическая работа по образцу (электронная карточка).

Занятие 5

Составление эскиза сувенира «Шондиа акань» (Солнечная куколка)

План:

  1. Подготовка материалов и инструментов;
  2. Работа с электронной карточкой;
  3. Составление эскиза своего образца куклы или рисование куклы по готовому образцу.

Ребёнок изготавливает эскиз куклы на бумаге.

Занятие 6

Выполнение сувенира «Солнечная куколка». Роспись заготовки.

План:

  1. Подготовка материалов и инструментов;
  2. Рисование сарафана и лица куклы;
  3. Покрытие  заготовки лаком.

Ребёнок расписывает  куклу, выпиленную из фанеры или вырезанную из плотного картона.

Занятие 7

Сборка дополнительных элементов куклы.

План:

  1. Подготовка материалов и инструментов;
  2. Выполнение практической работы.

Ребёнок дополняет расписанную деревянную или картонную заготовку «руками и ногами» из джутового шпагата и деревянных бусин. «Волос» из пряжи

Ребёнку предлагается дать имя кукле, продумать варианты её применения.

Итоги

    Подводятся итоги и обозначаются перспективы.

   Ребёнку предлагается направить педагогу фото куклы по электронной почте, для использования в выставке работ.

Педагог формулирует выводы по направлениям полученных ребёнком новых знаний. Запрашивается отзыв родителей о работе ребёнка и электронном образовательном ресурсе.

 

Результат использования ЭОР «Электронная тетрадь «Шондиа акань (Солнечная куколка)» (изготовление и декорирование куклы в коми-пермяцком стиле)»:по представленной тетради прошли обучение 3 ребёнка – инвалида и 15 здоровых детей.

Период работыпо тетради: с ноября 2013 года по июнь 2014 года.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.