Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Создание и использование образовательных ресурсов для технологии смешанного обучения физике в 9 классе

Автор: Шишкова Нелла Антоновна, Почетная грамота министерства образования
ГБОУ гимназия №1576, СПШ 1576
В работе автор делится опытом создания и использования контента для преподавания физики в 9 классе по технологии смешанного обучения, представляет свое видение применения модели «Перевернутый класс» на примере разработки урока «Равномерное движение» в 9 классе. Данная технология позволяет повысить мотивацию учащихся, их самостоятельность и ответственность за результаты обучения.
Blended learning also is used to describe learning that mixes various event-based activities, including face-to-face classrooms, live e-learning, and self-paced instruction. http://www.grayharriman.com/blended_learning.htm

Все больше учителей при реализации ФГОС переходят на технологию смешанного обучения и чаще всего они предпочитают модели «Перевернутый класс» или «Гибкую модель». У этой технологии много преимуществ:

  • возможность обучения в любое время из любого места и в собственном темпе;
  • индивидуализация и разноуровневость тестовых заданий;
  • освобождение времени на уроке для отработки важных умений, например, для физики это умение решать задачи;
  • обязательность выполнения домашнего задания;
  • повышение ответственности и самостоятельности учащихся;
  • получение навыков самостоятельной и групповой работы с информацией.

Но есть и недостатки, главным среди которых кроме психологической неготовности детей и родителей является отсутствие электронного содержания курса дистанционного обучения, который является необходимым элементом.

Я хочу поделиться опытом создания и использования такого курса при обучении физике в 9 классе. Мой курс основан на УМК Пурышевой Н.С. [1] и использует кроме него другие доступные электронные обучающие ресурсы.
Главная цель создания курса дать возможность ученику получать информацию различными способами и в удобном темпе, а учителю контролировать обучение с помощью электронных тестирующих материалов.
На примере разработки одного типичного урока я хочу дать представление о моем понимании построения курса.

Я предпочла модель смешанного обучения «Перевернутый класс». Урок по моему представлению может строиться следующим образом. Дома учащиеся читают или просматривают новую тему, что можно сделать разными предоставленными способами: прочитать учебник (электронная версия прикреплена к сайту), посмотреть флеш-анимацию, или посмотреть видео с объяснением учителя. В процессе подготовки учащийся делает конспект лекции. Лекция «Равномерное движение» состоит из нескольких страниц: основные понятия и определения, уравнение движения, графическое представление движения, примеры решения задач и вопросы для повторения, позволяющие проконтролировать, правильно ли ученик выделил главное в данной теме. Так же в лекции есть тест для самоконтроля, который не оценивается, и дан для тренировки. После лекции идет тест с оцениванием, который ученик может сделать сразу при подготовке к уроку, а может отложить его выполнение на время после урока.

Урок начинается с того, что учитель проводит короткий опрос, позволяющий выявить учеников, лучше других готовых к уроку, и сделать их модераторами групп при последующей групповой работе. Также выясняются проблемы в понимании темы и корректируются полученные самостоятельно знания.

Затем начинается этап групповой работы, на котором учащиеся, разделенные на группы по 4-5 человек, получают задание по вариантам - маршрутный лист, в котором представлены типичные задачи по данной теме. Все участники группы должны решить задачи в тетради, они работают совместно, помогают друг другу, могут пользоваться всеми доступными средствами: своим конспектом, электронным учебником, помощью товарищей; отвечает за выполнение заданий всеми участниками группы модератор. Мне кажется, это наиболее продуктивный этап обучения.

Учитель за урок успевает 5-7 раз подойти к каждой группе, проконтролировать выполнение задания каждым учеником, объяснить то, что все равно осталось непонятным, исправить ошибки. Каждый ученик просто вынужден выполнить задание, он уходит с урока с пониманием пройденной темы и умением решать типичные задачи.


В конце урока оставлено немного времени для рефлексии, обсуждения того, что нового узнали на уроке, чему научились.

Придя домой, ученик выполняет тест с задачами выбранного уровня сложности, причем для получения соответствующей оценки нужно выполнить тесты предыдущих уровней. И готовится к следующему уроку.

Кроме уроков нового материала, в курсе есть лабораторные работы (бланк работы выложен в курсе для предварительного ознакомления), а также семинары, то есть уроки повторения и  подготовки к контрольной работе. На одном из них я бы хотела остановиться чуть подробнее.

Я предлагаю ученикам на отдельном листе формата А4 или на развороте тетради записать основные элементы знаний, полученные при изучении темы. Это позволяет систематизировать и обобщить все, что было изучено. На выполнение этого задания дается 10 минут, готовый файл можно выложить в курс для оценивания товарищами и учителем. На остальной части урока решаем задачи из рабочей тетради УМК Пурышевой Н.С. [2].

По итогам работы по такой технологии в четырех 9-х и одном 10-м классе могу сказать, что хотя внедрение курса происходит не без проблем, но полученные оценки более объективны, большее количество учеников стали решать задачи на базовом уровне. То есть средний уровень знаний, как мне кажется, повысился.

Итак, смешанное обучение представляет собой одну из перспективных технологий обучения, реализации которой мешает отсутствие содержания электронных курсов. Это очень большая работа и надо ее выполнить как можно быстрее.

Список использованных источников
  1. Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Чаругин В.М. – М.: Дрофа, 2010. – 288 с.: ил.
  2. Физика. 9 кл.: рабочая тетрадь/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская, Чаругин В.М.. – М.: Дрофа, 2013. – 224 с.: ил.
  3. http://school-collection.edu.ru/
  4. http://class-fizika.narod.ru/
  5. http://light-fizika.my1.ru/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Смешанное обучение, физика, электронные ресурсы, перевернутый класс, Blended Learning, дистанционное обучение

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.