Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование электронных образовательных ресурсов в развитии способностей «учиться учиться»

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 111 Советского района г. Волгограда
Ключевым моментом статьи является использование разнообразных электронных образовательных ресурсов как в классно-урочной форме обучения, так и при использовании дистанционного обучения с целью самостоятельного овладения знаниями учащихся и развитию их способностей «учиться учиться».

Современная жизнь заставляет выпускников решать сложные вопросы, принимать решения под свою ответственность, поэтому сегодня он должен уметь анализировать, обобщать, самостоятельно находить  нужные знания в бесконечном потоке информации. И этому должна учить школа. Какими эффективными средствами должен пользоваться  учитель на уроках, чтобы помочь ученику овладеть этими знаниями? В связи с появлением ФГОС постепенно меняется система образования, поставившая ученика центральной фигурой учебного процесса. В связи с овладениями учащимися электронными средствами,  позволило учителю на уроках широко применять новые информационные технологии (ИТ), которые превращают учителя в руководителя  современного учебного процесса, где ведущая роль принадлежит обучающимся. Введение ИТ может быть реализовано, например,  в использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР), объединяющих электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. К ним относятся:  

  • видиоматериалы изучаемой темы,  интерактивные задания (фото.1), 

Фото 1. Интерактивное задание «Собери атом».        

  •   тренажеры (рис.1),

Рис.1. Тренажер по теме «Электрическое сопротивление».

  • обучающие тесты для самоконтроля с  целью лучшей усвояемости учебного материала.

  Для дисциплин,  в которых предусматривается выполнение практических заданий (математика, физика, химия), ЭОР содержат лабораторные работы, задания для домашней работы и образцы решения задач. Таким  образом, ЭОР – это специфическое учебное пособие, предназначенное для самостоятельной работы учащихся. Оно должно максимально активировать обучающихся, предоставляя им возможность самим управлять своей познавательной деятельностью.

 В случае отсутствия технической возможности использовать интернет-ресурсы, можно выполнить  презентацию, которая наполняется практическими заданиями с целью повторения и закрепления ранее пройденного материала, или обобщения и систематизации знаний. Так, например, после выполнения задания (рис.2) обучающийся проверяет правильность решения, переходя по ссылке «Проверь себя».

Рис. 2. Предлагаемое задание.

 

 Если в процессе решения ученик испытывает затруднения или полученный результат не совпадает с правильным, то,  используя ссылку «Подсказка» (рис.3),

Рис.3.  Проверка результата.

переходит на следующий слайд, где размещен теоретический материал, который поможет найти  верное решение (рис.4),

Рис.4. Теоретический материал.

а также, в случае необходимости, может обратиться к  образцу подробного решения задачи, размещенного на другом слайде (рис.5).

Рис.5. Подробное решение.

 

 Если результат совпал с ответом, указанным в слайде, то используя ссылку, обучающийся переходит к выполнению следующего задания.

Такие задания для самостоятельной работы можно использовать как при работе в классе, так и в тех случаях, когда дети в силу тех или иных обстоятельств иногда не посещают все школьные занятия. Чтобы не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, многие родители используют такой метод, как дистанционное обучение в школе. Одна из самых сильных сторон дистанционного обучения - это широкие возможности для коммуникации. Учитель является  не только модератором учебного процесса, но и ведет активный диалог с обучающимся, выясняет, уточнетя его мнение, направляет его мысли. Для расширения коммуникативногополя работы учителя с учащимися используются новые коммуникационные средства: web-messenger, Skype-консультации, что позволяет задействовать зрительную и слуховую память; просматривать презентации, on-line уроки, видео-лекции, которые предлагают интернет-ресурсы [3]. Всё это помогает не только более качественно и глубоко самостоятельно изучить новый материал, но и дает возможность прослушать его повторно, чтобы лучше запомнить необходимую информацию. И если тема урока  окажется непонятной, можно  заново запустить видеоурок,  и ребенок избежит пробела в знаниях.

В качестве технологической базы для реализации дистанционного обучения используют систему  Moodle. Moodle(модульная объективно – ориентированная динамическая учебная среда) - это система управления обучением, ориентированная на организацию взаимо-действия между учителем и обучаемым [2]. Используя Moodle, учитель создает курс, наполняя его содержанием в виде лекционного материала, презентаций, практических заданий, тестов для контрольных занятий, а также иллюстраций, схем, таблиц, ссылок на другие ресурсы, находящиеся в Интернете. Обучающиеся, выполняя самостоятельные задания, прикрепляют их в электронной среде для проверки, где затем могут просмотреть замечания, исправить ошибки и выслать снова для очередной проверки. В таблице 1 приводится фрагмент задания, используемого для самоконтроля. По результатам вы-полнения обучаемыми заданий учитель выставляет оценки и дает комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала, и обеспечения интер-активного взаимодействия между учителем и обучающимся, обеспечивающий  возможность  получать постоянную помощь от учителя.

Таким образом, активное использование электронных образовательных ресурсов  будет способствовать развитию способностей «учиться учиться».     

Таблица 1. Карточка-задание.

Список использованных источников
  1. Гриценко Л.И. Педагогика и психология. // Компетентностное обучение -2009.- С.56-69.
  2. Попов А.Э. Информационные технологии в науке и образовании.- М: НОУ ИКТ, 2013г. – 175с.
  3. http://online-ypoku.com/
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Электронные образовательные ресурсы, дистанционное обучение, Moodle, самостоятельность, самоконтроль.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.