Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Проектирование и применение ЭОР на уроках технологии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Зайковская средняя общеобразовательная школа №2
В статье представлен личный опыт проектирования электронных образовательных ресурсов по технологии совместно с учащимися, а также использование ЭОР на уроках и для самостоятельных домашних и внеурочных занятий.

На современном этапе развития общество требует от школы внедрения в учебный процесс новых форм и технологий обучения, постоянного повышения квалификации преподавателей, использования на уроках интегрированных форм обучения и осуществления межпредметных связей. Создание и использование электронных образовательных ресурсов на уроках помогает осуществлять все эти задачи.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов несколько лет назад не располагал специально созданными электронными ресурсами по школьному курсу технологии, возникла потребность в разработке относительно несложных электронных пособий.

Я начала создавать электронные пособия в 2003 году, когда прошла курсовую подготовку по освоению компьютерной грамотности. Это были простые презентации к урокам технологии на различные темы. После получения доступа в Интернет в 2007 году появилась возможность использовать электронные разработки других учителей и материалы из единой коллекции ЦОР, но по технологии таких продуктов очень мало. А также любой материал, скачанный в Интернете, необходимо подстраивать под свой урок.

Изготовление своих пособий наиболее соответствует моему стилю преподавания. В пособие я включаю те материалы, которые считаю необходимыми для изучения детьми, использую формы, которые считаю наиболее продуктивными.

Уже давно занимаемся с детьми выполнением проектов по технологии, и в последние четыре года появилась инновационная тематика проектов: обучающие дидактические пособия с применением информационных технологий. Так объектами проектирования стали дидактические пособия по теме «Ручные стежки и строчки», по вышивке лентами, лепке из солёного теста, швейному материаловедению и многие другие. Данные пособия состоят из наглядных образцов изделий, а также обучающих презентаций, созданных в программе PowerPoint. В презентациях содержатся теоретический материал с иллюстрациями, но самое главное – подробные инструкции в картинках по изготовлению изделий, в некоторых есть самостоятельно созданные видеоролики, которые демонстрируют последовательность изготовления изделия. Обязательно включаем в ЭОР электронные тесты. В конструкторе сайтов разрабатываем обучающие сайты.

Если вы хоть раз принимали участие в ученическом проектировании, то согласитесь, что успешный проект – это совместная работа учителя и ученика. Для того чтобы вырастить ученика, который будет полностью самостоятельно изготавливать проект, необходимо несколько лет, а также у ребёнка должны быть природные творческие задатки. Девочки, которые выполняли данные ЭОР в 7 или 8 классах, лишь начинали проектную деятельность, а поэтому доля участия учителя в проектах была высока. К выпускным классам опыта у учащихся становится больше, и соответственно меняется роль учителя, из помощника он становится координатором.

Более подробно хочу рассказать о проекте «Обучающий сайт по конструированию швейных изделий», выполненном в программе «Конструктор школьных сайтов». Клявлина Елена, учащаяся 7 класса, создавала сайт на занятиях кружка «Информационные технологии в проектировании». В пособие входят несколько общих тем для всех классов: основные термины конструирования, правила выполнения чертежей, правила снятия мерок. Затем идут страницы, объединённые в блоки по темам: фартук, ночная сорочка, халат, юбка. В каждом блоке есть: история предмета одежды, мерки, необходимые для построения чертежа. На странице «Построение чертежа» есть таблицы, созданные в программе Excel. Девочки вводят туда свои мерки, а программа сама выполняет расчёт, затем его распечатывают. Это очень экономит время урока. Также там есть презентации, которые наглядно показывают последовательность построения чертежей, выполнено это при помощи эффектов анимации. Последовательно по пунктам можно строить чертёж, используя презентацию, у учителя отпадает необходимость чертить на доске. Также учащиеся могут выполнять чертёж самостоятельно, используя наглядную демонстрацию. Для каждого блока есть компьютерные тесты. Эти тесты проверяют знания основных понятий темы. Они позволяют быстро получить оценку, экономят время учителя, а также могут использоваться для самоконтроля. Во внеурочное время можно познакомиться с дополнительным материалом на странице для кругозора.

Использование пособия по конструированию позволило провести уроки эффективней и доказало что ученицы, стали успешнее выполнять чертежи. За чертежи не было поставлено ни одной тройки, в прошлые годы результаты были хуже.

Я разработала методические рекомендации по использованию данного пособия и представляла их на муниципальной выставке инноваций.

Успешно выступая с проектами на муниципальной олимпиаде и научно-практической конференции, девочки проявляют компетентности, которые ещё не сформированы на таком уровне у их сверстников. Это доказывает целесообразность выполнения таких проектов. С другой стороны - по результатам анкетирования - у ребят, использующих эти пособия на уроках, повышается интерес к изучаемой теме, когда они узнают, что эти проекты, выполнены знакомыми им школьниками.

Используя такие ЭОР на уроках технологии, отмечаю следующие их достоинства:

  • использование электронных дидактических пособий в процессе обучения дает ощутимый положительный эффект по причинам повышения интереса к данным средствам обучения;
  • демонстрация презентаций и материалов сайта за короткий промежуток времени передает такой объем сведений, который невозможно представить при словесном изложении;
  • существенно облегчают работу учителя на уроке;
  • компьютерные тесты помогают быстро провести контроль знаний и выставить оценку;
  • самостоятельная работа с пособиями развивает способности учащихся к самообучаемости, самоконтролю и самооценке, то есть развивает компетентности.

Работу над проектами ЭОР мы продолжаем. Сейчас разрабатываем сайт «Изготовление швейных изделий на уроках технологии». На этапе апробации вносим необходимые исправления. Считаю, что такие проекты могут разрабатывать с детьми многие учителя-предметники, даже не имея большого опыта в компьютерных технологиях. Процесс этот творческий и интересный, приносит пользу, как учащимся, так и учителям.

Список использованных источников
  1. Пацекина М.С. Инновационные технологии в образовании / ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, 2011.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  ЭОР по технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.