Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование облачных технологий (GOOGLE DRIVE) на уроках литературы

Автор: Дорошенко Надежда Сергеевна, Звание "Почетный работник среднего образования", Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального проекта "Образование".
Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов городского округа Тольятти
Предлагаемая работа представляет собой вариант использования ИКТ технологий в процессе формирования смыслового чтения на примере системы уроков литературы в 6 классе по теме "А.П.Чехов. Рассказ "Толстый и тонкий".

Cовременные школьники с большой неохотой работают над анализом художественного текста. За гранью понимания учащихся остается значение слова, и как следствие - смысл прочитанного. Облачные технологии – один из способов привлечь внимание учащихся к тексту, научить их его анализу.  

Текстовой материал (художественный, учебный и пр.) – информация,которую учащемуся требуется обработать, «присвоить», перевести на внутренний код (понять), извлечь из нее знания и применить полученные знания в учебной практике. Задача в деятельности учителя непростая, но достижимая.

 Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий (УУД).  Использование современных ресурсов является наиболее естественным способом формирования этих действий. Современный урок невозможно представить без использования ИКТ. Компьютерные технологии на уроке делают учебный процесс мобильным, дифференцированным и индивидуальным, расширяют его возможности, делают более эффективным и разнообразным и повышают интерес ребят к обучению.  

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников, развитию навыков самообразования и самоконтроля,  повышению уровня комфортности обучения, развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции. Тогда появляется правомерный вопрос: как реализовать на практике.

Вашему вниманию предлагается вариант использования ИКТ технологий в процессе формирования смыслового чтения – одного из требований ФГОС.

Для работы на уроке и выполнения домашнего задания необходимо организовать деятельность учащихся.   

Для успешной работы необходимо техническое оснащение как в классе, так и дома.Работу можно осуществлять в компьютерном классе или в кабинете, оснащенном компьютерами с выходом в Интернет (5 ноутбуков по количеству рабочих групп и 1 компьютер для педагога). Дома практически у всех учащихся есть ПК или планшеты для выполнения домашней работы.

Для организации виртуального пространства педагог создает аккаунты Google для школьников, не достигших 13 лет, а старшие классы могут самостоятельно зарегистрироваться в системе. Для работы используютпочту Google и Google-Диск, где создаются и хранятся документы. Педагог ведет сайт, на котором публикует тематические технологические карты к урокам.

Технологическая карта содержит материал для изучения: ссылки на документы,  хранящиеся на Диске учителя; ссылки на Интернет-ресурсы, необходимые для работы (это может быть текст изучаемого произведения, его аудиозапись, ролик по биографии писателя, тестовые задания, задания для групповой работы; «Коллекция класса», куда учащиеся помещают ссылки на выполненные задания и пр.) Материал распределен поурочно. Таким образом, учащиеся  видят весь объем работы над произведением, знают, что предстоит выполнить в рамках изучаемой темы. Доступ к заданиям закрыт и открывается учителем по мере необходимости. К каждому учебному занятию учащиеся получают задание (практикуется групповая форма работы) для выполнения дома. В ходе выполнения домашнего задания ребята осуществляют сетевое взаимодействие, работая над совместным документом. Большая роль отводится руководителю группы, который  координирует работу членов группы: распределяет задания, по необходимости консультирует и т.д.  Результат совместной работы предъявляется группой на уроке. Предполагаются и такие задания, которые учащиеся выполняют в рамках урока.

В ходе работы учащиеся выполняют задания с использованием различных сервисов, рекомендованных учителем в зависимости от целей и задач. Инструкции по работе с сервисами и документами Google также размещены в Технологической карте. Ссылки на созданный документ учащиеся размещают в Коллекции класса. Оценки за выполненное и предъявленное задание выставляются учителем в отдельной графе Коллекции класса.

По окончании работы над темой учащиеся выполняют тестовое задание. Они могут выполнять его дома или на уроке. Форма Google (тест) очень удобна тем, что результат отправляется автоматически на Диск учителя в Форму-ответы. Учащиеся не имеют доступа к ответам, они открываются, когда все ученики пройдут тест  и учитель проводит анализ результатов.  Обязательным элементом является проведение Рефлексии навыков совместной деятельности в группе  и Самооценки работы.

Такая работа системы работы дает возможность

  • использовать Интернет пространство в учебных целях;
  • комплексе формировать  УУД;
  • отслеживать движение каждого учащегося;
  • оценивать работу каждого ученика;
  • осуществлять активную коммуникацию не только в рамках сетевого взаимодействия, но и при работе на уроке
  • развивать критическое мышление и творческие способности учащихся;
  • формировать умение проводить оценку своей деятельности:
  • формировать культуру работы в сети Интеренет.

К проблемным моментам можно отнести

  • технические трудности: связь, сетевые фильтры;
  • попытки учащихся воспользоваться трудом других.

Немаловажной является связь с родителями.

В качестве иллюстрации изложенного выше приведем пример одной из Технологических карт.

 

Технологическая карта для учащихся

А.П.Чехов. Рассказ “Толстый и тонкий”

 

NB!

Не забывайте  размещать ссылки в «Коллекции класса» и давать доступ к документу

 

  Антон Павлович Чехов
1860-1904
17 [29] января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния
(теперь Ростовская область) -
2 [15] июля 1904, Баденвайлер)
 
Урок 1
Знакомимся с жизнью и творчеством А.П.Чехова видеоролик
“Очерк жизни и творчества А.П.Чехова”
Коллекция класса
и рабочие группы
Выполняем задание Инструкцияпо работе с документом Google
Знакомимся  с текстом Слушаем текст
 
Текст читает Илья Змеев
Читаем текст
Дома Познакомьтесь с работой в сервисе Инстукция по работе
с сервисом Tagxedo.com
Урок 2 Работаем над текстом  
Вычитываем и отбираем информацию Маркируем  текст
(См. Инструкцию)
Выполняем
Задания для групп
Формализуем информацию Создаем  “Облако слов” в соответствии с заданием группы. Сервис для создания “Облака слов” Tagxedo.com
Инстукцияпо работе
с сервисомTagxedo.com
Урок 3 Работаем над понятием “Портрет литературного персонажа” Изучаем  информацию
Портрет литературного персонажа
Работаем в группах “Портрет литературного персонажа”
Задания для групп
Инструкция по работе с документом Google
Осуществляем сетевое взаимодействие Заполняем схему Схема
для совместной работы
к Уроку 4 Готовим творческий пересказ  
Пересматриваем презентацию Определяемся с персонажем Готовим пересказ
  Подводим итоги  
Рефлексия навыков совместной деятельности в группе Проходим по ссылке и заполняем форму  
 
Лист самооценки
Проходим по ссылке и заполняем форму  
 
Коллекция класса
   
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  облачные технологии (GOOGLE DRIVE)

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.