Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование информационно-коммуникационных технологий для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся в урочное и внеурочное время

Автор: Золотавина Елена Аркадьевна, Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках национального проекта "Образование".
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Заводоуковского городского округа «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа №1»
Все чаще мы замечаем, что большинство школьников теряет интерес к биологии и химии из-за сложности материала, малой наглядности, невозможности что-то сделать своими руками. Следовательно, учителю необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый мог сам брать знания, т.е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их, делать
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику. Л.Н. Толстой

Каждый день миллионы детей идут в школу. Кто-то стремится туда за новыми знаниями, кто-то – с нетерпением мечтает о встрече с друзьями, кто-то делает это по привычке, не задумываясь, в ежедневном беге времени…

Зачем в школу идет учитель? Все учителя ежедневно решают одни и те же задачи. Чему учить? Как учить? Зачем учить?

Все чаще мы замечаем, что большинство школьников теряет интерес к биологии и химии из-за сложности материала, малой наглядности, невозможности что-то сделать своими руками.  

 Следовательно, учителю необходимо организовать учебную деятельность таким образом, чтобы обучаемый мог сам брать знания, т.е. правильно действовать: мыслить, предсказывать результаты деятельности, сопоставлять их, делать выводы. И, разумеется, необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Такую возможность дает применение информационных технологий в учебном процессе, что позволяет активизировать процесс познания, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование.  тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.

На своих уроках и во внеклассных занятиях систематически использую:

  1. готовые электронные продукты («Просвещение», «КиМ», «Физикон», «Дрофа» и другие). Электронные пособия  обеспечивают наглядность, делают обучение более динамичным, упрощают объяснение, оживляют учебный процесс;
  2. мультимедийные презентации (для лекционных занятий я не только сама создаю презентации, но и использую работы школьников, подготовленные на уроке или выполненные ими в качестве домашнего задания);
  3. компьютерную измерительную лабораторию для проведения демонстрационного и ученического эксперимента.  Особое значение имеет использование электронных модулей при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, производства веществ и материалов.

  

 

Такой комплекс L-микро с широкими измерительными возможностями предлагает «Росучприбор». Он состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране  в виде цифровой информации или уже готового графика.

Лабораторию L-микро использую при изучении некоторых тем химии, например, "Электролитическая диссоциация", "Типы химических реакций". Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся. Так Шемякин Александр (исследовательская работа «Использование датчика электропроводности для проведения химического эксперимента») и Михайленко Алексей («Средства бытовой химии: реклама и реальность») становились победителями и призерами конференций и конкурсов различного уровня.

Большие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

Для организации первоначального знакомства учащихся с ресурсами Интернета предлагаю список разных электронных адресов:

  1. http://www.en.edu.ru/  - Естественнонаучный образовательный портал
  2. http://chemistry-chemists.com/ - журнал «Химия и химики»
  3. http://www.fipi.ru/ - ФИПИ
  4. http://elibrary.ru/ — Научная электронная библиотека
  5. http://olymp.psu.ru/  - олимпиада «Юные таланты»
  6. http://teacherdo.ru/moodle/ - Учебный сайт
  7. http://www.virtulab.net/ - Виртуальная лаборатория
  8. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  9. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к цифровым образовательным ресурсам
  10. http://talant.perm.ru/ - Центр развития одаренности
  11. http://www.future4you.ru/ - Интеллектуально-творческий потенциал России и другие.

Использование интерактивной доски позволяет объяснять новый материал из центра класса, рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.

Для школьников делает занятия интересными и развивает мотивацию, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков. Учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.

Использование электронных учебных модулей, размещенных на сайте Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

Созданные электронные модули обладают по сравнению с другими электронными средствами обучения большей мультимедийностью, предполагают активную деятельность учащихся при работе с компьютерными лабораторными работами, интерактивными моделями, активными тестами.

Электронные модули использую не только на уроках, но и на занятиях предметных курсов, исследовательской работе школьников, при подготовке к итоговой аттестации. Учащиеся дома самостоятельно работают с модулями дома при подготовке к урокам, олимпиадам, экзаменам. 

Новое направление моей работы – создание веб-квестов.

Веб-квест проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Разработчиками веб-квеста как учебного задания являются Bernie Dodge и Tom March. Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются они для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения. Могут охватывать отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год). Результатом работы является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). В «Сети творческих учителей» опубликован первый продукт совместной работы с учениками «Веб-квест «Почему курить- плохо, а не курить -хорошо?», выполненный в виде презентации. «Выпускной работой»  мастер-класса «Веб-квест. И это все о нем» под руководством О.А. Нехорошкиной стало создание квеста «Их становится все меньше. Подарите им надежду!» (страница «Самое удивительное новогоднее чудо» создана учащимися 4-х класса на занятии внеурочной деятельности).

Работая над веб-квестом, познакомилась с созданием тестов в программе «Горячая картошка».

Таким образом, информационные технологии дают возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Каждый школьник учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки, овладевает практическими умениями исследовательской работы (собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения). При анкетировании ребята отмечали, что использование технологий помогает им лучше усвоить материал, на уроках становится интересней, снижается психологическая нагрузка, а, следовательно, увеличивается качественная успеваемость.

За три года увеличилось число олимпиад, конкурсов, конференций различного уровня, где ученики занимают призовые места.

 Школьники сами изучают материал, знакомятся с различными источниками информации, выделяют самое главное, анализирую прочитанное. При этом я, как учитель, становлюсь не руководителем, а консультантом, координатором, экспертом, источником  актуальной информации. Каждый ребенок радуется  СВОЕМУ полученному результату.

Список использованных источников
  1. Береснева Е.В. Современные технологии обучения химии. Учебное пособие.- М., 2004.
  2. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. — М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  3. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения. //Химия в школе,2008, №5
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под редакцией Е.С.Полат. - М., Академия, 2000.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998 г.- 256 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  ИКТ, готовые электронные продукты, мультимедийные презентации, компьютерная измерительная лаборатория, Интернет-ресурсы, электронные учебные модули, web-квесты

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.