Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Эмпирическое применение ЭУМК по философии в дистанционной системе заочного и очно – заочного образования технического вуза

Авторы: Ковыршина Светлана Викторовна 1, Кандидат философских наук, Доцент, Готьятова Тамара Лутфулловна 2, Кандидат философских наук, Доцент
1 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет", 2 ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет"
Авторами рассматривается возможность дистанционного изучения дисциплины «Философия» студентами заочной и очно – заочной форм обучения в техническом вузе. В связи с этим анализируется специфика созданного коллективом преподавателей кафедры философии ФГБОУ ВПО «СибГИУ» электронного учебного - методического комплекса (ЭУМК) по философии для успешного освоения данной дисциплины в дистанционной форме.

Уже с уверенностью можно сказать, что дистанционное обучение – одно из масштабных нововведений в отечественной системе образования. Совсем недавно дистанционное обучение можно было считать лишь одной из форм обучения, которую, например, сравнивали с заочной. Среди различных толкований дистанционного обучения можно выделить два существенно различных подхода [1].

Первый – сводится к тому, что под дистанционным обучением понимается обмен информацией между преподавателем, студентом, группой студентов с помощью электронных сетей или иных средств телекоммуникаций. Студенту приписывается роль получателя некоторого информационного содержания и системы заданий по его усвоению. Результаты его самостоятельной работы высылаются затем обратно преподавателю, который оценивает качество и уровень усвоения материала. Под знаниями понимается информация, а личный опыт студентов и их деятельность по конструированию знаний не организуются.

Второй подход, доминантой которого выступает личностная продуктивная деятельность студентов, выстраивается с помощью современных средств телекоммуникаций, что предполагает интеграцию педагогических и информационных технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса. Обмен и пересылка информации играют в данном случае роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности студентов.

Опыт работы со студентами заочной и очно-заочной форм обучения показал, что появилась необходимость в интегрированном – третьем подходе, соединяющем первые два. Его применение в процессе изучения дисциплины «Философия» привело к созданию электронного учебно – методического комплекса по философии.

На кафедре философии Сибирского государственного индустриального университета был разработан свой вариант ЭУМК по философии, отвечающий нормам ФГОСа и учитывающий специфику изучения философии в техническом вузе.

Данная форма работы выбрана не случайно. Во-первых, она является одним из адекватных методов и форм обучения, которые способствуют адаптации студентов к внеаудиторной самостоятельной работе. Во-вторых, одна из составляющих комплекса – «Рабочая тетрадь по философии» воздействует на развитие философской рефлексии. Выполнение письменных заданий, в том числе и тестовых, становятся динамичными, вариативными.

Структура ЭУМК по философии представляет собой 1) лекционный модуль, 2) словарь – тезаурус (философская терминология), 3) сведения о персоналиях (представлены фото и краткая биография известных мыслителей, чьи имена встречаются в лекционном курсе), 4) учебно – методическое пособие «Рабочая тетрадь по философии», 5) список рекомендуемой литературы для дополнительного изучения.

В «Рабочей тетради по философии» представлены разнообразные типы заданий: анализ философского текста, составление комментария к источнику, работа с философскими понятиями, составление и прочтение аналитических таблиц, структурно – логических схем, сравнительный анализ философских концепций, точек зрения по изучаемым проблемам, написание эссе, разгадывание кроссвордов. Выполнение заданий предусматривает индивидуальный, творческий подход, что исключает повторы, списывание. Наглядный материал (схемы, таблицы) способствует развитию образного, пространственного мышления. Благодаря этому, освоение философии представляется увлекательным, исследовательским процессом, что позволяет студенту мыслить творчески, а не просто заниматься механическим списыванием из Интерента.

ЭУМК по философии реализует принцип вариативности, что дает возможность студенту выбирать задания, которые соответствуют его интеллектуальному потенциалу.

Предполагается, что, начиная заполнение «Рабочей тетради по философии» с проблемы мировоззренческой сущности философии, появляется возможность изменить отношение студентов к процессу изучения философии, который им представляется сложным, запутанным и трудоемким по объему предлагаемого материала. В самом начале студенты пытаются определить, зачастую на личном примере, как формируется мировоззрение человека, возможно ли выработать универсальное для всех мировоззрение. Прежде, чем понять предмет, сущность, функции и предназначение философии, необходимо определить понятие духовной жизни людей, очертить границы духовного творчества, проследить формирование мифологической, религиозной, научной и, как итог, философской картины мира. Студентам предлагается поиск исторических определений философии и вариантов ее современного толкования. Анализируя различные сферы духовной деятельности людей, появляется возможность выявить специфику философии, как своеобразного интегративного знания, как критическое осмысление имеющегося и возможного, определить разделы философского знания.

В теме «Генезис философии» предлагается разрешить полемичный вопрос по проблеме возникновения философии, обозначить многообразие концепций ее происхождения, определить особенности возникновения Западной, Восточной и Отечественной философии. Студенты учатся аргументировано отстаивать собственную точку зрения, логически выражать свою мысль.

Тема «Проблемы философской онтологии» представлена многообразными типами заданий, позволяющими определить сложность и парадоксальность проблемы бытия.

Достаточно объемными и по содержанию, и по количеству заданий, как простейших, так и сложных, являются темы, раскрывающих специфику теории познания, в том числе и научного.

Важной и необходимой, особенно для технического вуза является изучение проблем, связанных с возникновением, генезисом и современным состоянием техники.

Процессы, происходящие в обществе, дают основания обратиться к проблемам социальной философии. Выявляя многообразие путей общественного развития, представляется необходимым проанализировать вопросы философии истории, которые выводят нас на проблемы современной цивилизации, их специфику и решение.

Таким образом, мы можем говорить о том, что задания «Рабочей тетради по философии» составлены с целью развития интеллектуальных способностей студентов, формирования профессиональных компетентностей. Количество заданий в каждой теме (от 10 до 25) можно считать оптимальным в том случае, когда объем изучаемого материала охватывает всю проблематику того или иного раздела философского знания. Данный подход является одним из моментов, определяющих структуру учебного пособия.

Практической значимостью ЭУМК по философии можно считать объективность, так как задания ориентированы на реализацию главной цели – нахождения правильного ответа и решения.

Но простое механическое выполнение заданий «Рабочей тетради» привело бы дублированию ответов на поставленные вопросы. Поэтому участие в дистанционном обучении различных субъектов: дистанционный преподаватель, служба технической поддержки – технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения позволяет оптимизировать процесс изучения предмета. Студент не просто отправил выполненную работу, он может общаться с преподавателем на форуме, задавать ему вопросы в чате по содержанию изучаемой дисциплины, поиску дополнительной литературы и т.д. Таким образом, обучающиеся сами создают и задают образовательное и информационное пространство. Связь с преподавателем, т.е. Интернет – коммуникации дают студентам ощущение живого творческого общения.

Анализируемый комплекс используется в работе системы дистанционного образования авторами статьи более 3 – х лет. В методических рекомендациях для студентов предлагается график изучения дисциплины и описание выполнения заданий контрольной работы с подробными комментариями ключевых моментов.

Список использованных источников
  1. Готьятова Т.Л., Ковыршина С.В. Некоторые аспекты дистанционного обучения в вузе (статья) // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе : сб. науч. тр./ Сиб. гос. индустр. ун-т. – Новокузнецк : СибГИУ, 2009. - Вып. 9. – С. 105-110.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Бакалавриат
Ключевые слова  Дистанционное обучение, электронный учебно - методический комплекс по философии, рабочая тетрадь, коммуникация, форум

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.