Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Алгоритм действий педагога при подготовке и проведении урока в модели «1 ученик – 1 компьютер»

МОУ "ШИС(П)ОО" с. Ныда Ямало-Ненецкий АО
В данной статье рассматриваются характерные особенности обучения в модели «1 ученик – 1 компьютер». Выделяется и описывается алгоритм действий педагога при подготовке и проведении урока с использованием информационно коммуникационной технологии, какие факторы необходимо учитывать при проектировании уроков. Информация будет полезна педагогам разрабатывающим урок с применением компьютерных технологий.

Применение информационных технологий в учебном процессе начальной школы, в частности при реализации новой образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер», вызывает положительные изменения в качестве образовательного процесса и всех его участников.

Необходимость формирования информационной компетентности младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений, составляющих основу умения учиться.

Применение различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе начальной школы, позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И, наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» - это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Эта модель ориентирована на принцип «учиться всегда и везде».

Урок с применением компьютерных технологий не только оживляет учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышает мотивацию в обучении.

Реализация модели электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» в нашем образовательном учреждении осуществляется через использование Classroom Management System.на занятиях по различным предметам. Это дает педагогу возможность быстрой обратной связи, как со всем классом, так и с отдельным учеником. Таким образом, реализуется личностно ориентированное обучение, когда каждый обучающийся работает с заданиями определенного уровня в индивидуальном темпе.

Для ученика нетбук – новый современный инструмент в школе, и, конечно же, праздник. Учителю - дополнительная длительная подготовка к урокам, чтение специальной литературы, постоянное обучение и усовершенствование педагогического мастерства.

На этапе конструирования учебного процесса учитель определяет необходимое аппаратное и программное обеспечение. Выбор технических средств обусловлен формой учебного занятия (урок-презентация, урок-исследование, практикум, виртуальная экскурсия, тематический проект и т.п.).

Средства ИКТ могут использоваться учителем в качестве демонстрации с помощью проекционной аппаратуры или индивидуально учениками.

Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету.

Факторы, которые необходимо учитывать при проектировании уроков с использованием ИКТ.

Во-первых, проводится детальный анализ ресурсов с позиций информативности, прогнозируется эффективность использования данного ресурса при проведении различного рода занятий, определяется методика их проведения и проектируются основные виды деятельности с данными ресурсами в учебном процессе.

Во-вторых, учитываются санитарные нормы работы учащихся за компьютером. Первоклассникам разрешено проводить за компьютером 10 минут, учащимся вторых - пятых классов не более 15 минут, шестые - седьмые классы могут работать за компьютером 20 минут, восьмые и девятые классы - 25 минут. Учащиеся десятых, одиннадцатых классов на первом уроке могут находиться за компьютером 30 минут, на втором уроке 20 минут.

В-третьих, продумываются организационные формы урока.

Подготовка к проектированию урока с использованием ИКТ включает в себя следующее:

  1. Определение роли и места предстоящего урока в изучаемой теме, его связей с предыдущими и последующими занятиями.
  2. Формулировка целей и задач урока с учетом психологических и возрастных особенностей класса. Планирование образовательных продуктов, которые будут созданы учениками в результате занятия. Уточнение способов контроля и оценки уровня достижения каждой из целей урока.
  3. Изучение учебников, методических пособий, электронных изданий образовательного направления по данной теме.
  4. Выбор наиболее эффективных методов обучения, способствующих образовательной деятельности учащихся. Выбор форм и способов организации этой деятельности.
  5. Отбор минимального содержания учебного материала для урока, выбор формы его проведения (компьютерная лекция, диспут, семинар, практикум по решению задач, компьютерная лабораторная работа и т.д.), основных видов деятельности учеников.
  6. Оценка вариантов реализации учебной ситуации - с применением компьютера и без применения. Определение места работы с объектами ЭИОН в структуре урока
  7. Отбор и подготовка технологической карты к уроку, демонстрационных опытов, интерактивных моделей, таблиц и другого оборудования.
  8. Разработка структуры, планирование этапов урока.

Последовательность рассуждений учителя может быть следующей:

  • каких целей хотелось бы достигнуть с помощью использования ЭИОН (электронных изданий образовательного направления) (развития логического мышления, креативности, коммуникабельности, мобильности, быстроты реакции и т.д.);
  • какие из доступных объектов ЭИОН помогут добиться наилучшего результата;
  • использование каких технологий наиболее естественно впишется в сложившуюся структуру образовательного процесса, какие объекты ЭИОН будут интересны и доступны учащимся.

В рамках реализации модели «1 ученик – 1 компьютер» мной был разработан и проведен урок литературного чтения с использованием программного обеспечения Classroom Management System (мобильный класс) и применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил).

Список использованных источников
  1. Гарьева Е. К. Развитие критического мышления у школьников через чтение и письмо // Управление начальной школой. – 2013. - №9. – с. 46 – 53
  2. Иванов Д. А. Технология «критическое мышление» в контексте реализации ФГОС // Справочник заместителя директора школы. – 2013. - №12. – с. 45 – 76
  3. Ярмахов Б. Б. «1 ученик – 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе – М: 2012, 236 с.
  4. https://edugalaxy.intel.ru/index.php?act=attach&id=7483&type=blogentry
  5. https://edugalaxy.intel.kz/?automodule=blog&blogid=13&showentry=2658
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  Модель «1 ученик – 1 компьютер», информационно коммуникационная технология, электронные издания образовательного направления, Classroom Management System, мобильный класс, критическое мышление.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.