Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Итоги или проект глазами организаторов проекта «Путешествие в страну Дорожных наук»

Авторы: Ларина Елена Николаевна 1, Жукова Татьяна Анатольевна 2, Почётная грамота Министерства образования РФ
1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ № 13", г. Обнинск, 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "СОШ № 13" г. Обнинска
Сочетание проектного метода и работа с сетью даёт прекрасную возможность сделать этот метод ещё интереснее и познавательнее. Ведь сетевой проект - это не только игра, но и настоящая учёба, прекрасная возможность познакомиться с основами исследовательской деятельности. Проект "Путешествие в страну Дорожных наук", как пример работы с детьми во внеурочное время.
Дорогу осилит идущий!

Современный мир стремительно меняется, но хочется быть всегда на гребне волны. Современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь. В связи с этим у нас возникла идея взять тему по самообразованию «Применение ИКТ на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе». Хорошей школой для нас стало участие вместе с ребятами в сетевых проектах на сайте Nachalka.com. Это было очень важно, ведь учились мы вместе с ребятами работать в различных сервисах. Полученный  навык способствовал эффективному взаимодействию с коллегами, родителями и детьми и проектную деятельность сделал наиболее разнообразной.

Мы решили обобщить полученный опыт и самостоятельно разработать сетевой учебный проект. Участвуя в проекте учителя, повысят уровень профессиональных и информационных компетенций, востребованных современными педагогами.  А дети получат  импульс к саморазвитию и творческому поиску.

В результате нами разработан проект для учащихся начальной школы  «Путешествие в страну Дорожных наук». Весь проект пронизан творчеством, а самое главное, направлен на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием школьников. Этапы проекта помогали выяснить, почему это происходит. В увлекательном путешествии по вымышленной стране дети выполняли задания, которые помогли бы им в будущем избежать неприятных ситуаций на дороге. Привлечение к проекту  инспектора ОГИБДД  придало игровой форме проекта серьёзности и ответственности за свою работу.

Мы были уверены, ребятам будет очень интересно мастерить светофор своими руками, изучить его историю, расширить знания о знаках дорожного движения и их назначения, давать оценку своим действиям и действиям людей в чрезвычайных ситуациях на дороге, а параллельно, соприкоснуться с такими предметами как русский язык, окружающий мир, технология и изобразительное искусство.  Для каждого этапа проекта для участников были разработаны задания с использованием сервисов Google. Среди множества информационных ресурсов самым «подходящим» к новым ФГОС НОО являются сервисы Google, так как они помогают создать уникальную информационно-образовательную среду, организовать учебный процесс, направленный на формирование у школьников не только предметных результатов, но и универсальных учебных действий. Сервисы Googleявляются прекрасным инструментом дистанционного образования.  Ведь сетевой проект - это не только игра, но и настоящая учёба, прекрасная возможность познакомиться с основами исследовательской деятельности. Проект разработан в соответствии с таксономией Блума - от простого к сложному.

Рассмотрим этапы проекта.

1 этап- город «Исследователей»

Задача этапа: провести исследование, которое поможет ответить на вопрос:

Почему школьники попадают в дорожно-транспортные происшествия?

Ход работы этапа:

Дети внимательно изучают вопросы анкеты. На этом этапе рекомендуется собрать как можно больше мнений о проблеме дорожно-транспортных происшествий, поэтому ребята проходят по ссылке и скачивают печатный вариант на свой компьютер, затем распечатывают его. Распределившись на группы команда идёт в разные класс и проводит опрос.

Счётная команда обрабатывает анкеты и выводит общий результат. Этот результат вносится в гугл-форму на страничке этапа.

Координатор команды (учитель) проводит беседу, направленную на подведение итога опроса. Проводит рефлексию на выявление проблем работы команды.

2 этап - город «Почемучек»

Задача этапа: выявить интересующие темы и вопросы по теме проекта.

По условиям этапа каждая команда задаёт по 2-3 вопроса, на которые отвечает ребята из другой команды.

Жители города Почемучек приветствуют юных путешественников!

Что такое? Почему? Как?

Сколько вопросов! Каждый день жители города задают и отвечают на вопросы. Нет ни одного вопроса, на который бы они не ответили. Ребята, а вы умеете составлять вопросы?  Жители города Почемучек хотят проверить эти умения у вас.

Шаг 1

Ребята, предлагаем вам таблицу вопросов и терминов.

Термин - это слово или сочетание слов, точно определяющих какой-либо предмет.

Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины. Конечно, все ваши вопросы должны быть связаны с темой нашего проекта! Обязательно попробуйте в своей команде ответить на эти вопросы.

Шаг 2

Найдите в таблице "Заметки путешественников" команду на вопросы, которой вам необходимо ответить.

Найдите вопросы этой команды на главной странице, среди опубликованных заданий.

В комментариях к посту ответьте на эти вопросы и обязательно подпишите название своей команды.

Ход работы этапа:

Работа ведётся по группам 4 - 5 человек. Учитель предлагает устроить аукцион вопросов. Сначала ребята работают с печатным вариантом таблицы.  Наиболее удачные вопросы ребята публикуют в блоге. Для это они заходят в блог с аккаунта координатора (IT - специалисты). На следующем шаге в таблице “Заметки путешественника” они находят команду, на вопросы которой необходимо ответить. Изучают предложенные вопросы всей командой и записывают ответ в комментарии в блоге.

Координатор команды проводит беседу, направленную на подведение итога этапа. Проводит рефлексию на выявление проблем работы команды. Предлагает просмотреть и прокомментировать вопросы и ответы других команд.

3 этап - город «Мастеров»

Задача этапа: познакомиться с историей светофора и смастерить светофор в любой технике. Представить свою работу на шаблоне презентации и опубликовать в блоге проекта.

Ход работы этапа:

Ребята создают копию шаблона презентации на свой диск. Для это они заходят в блог с аккаунта координатора (IT - специалисты). Изучают слайды и инструкции к ним. Собирают материал через Интернет и журналы. Подбирают модель светофора для работы. На этом этапе хорошо разделить команду на группы:

  • исследователи (поиск информации),
  • мастера (работают на моделью светофора),
  • фотограф (фотографирует процесс),
  • IT-специалисты (вносят материал в презентацию и публикуют в блоге)

Перед публикацией в блог необходимо открыть доступ к презентации всем и изучить обучающий материал по встраиванию презентации в блог.

Координатор команды проводит беседу, направленную на подведение итога этапа. Проводит рефлексию на выявление проблем работы команды. Предлагает просмотреть вопросы и ответы других команд.

4 этап- город «Знатоков дорожного движения»

Задачи этапа: составить Азбуку дорожных знаков.

Ход работы этапа:

Ребята проходят по ссылке на таблицу "Заметки путешественника"и определяют с каким знаком им необходимо поработать. Находят шаблон листовки и изучают, какая информация об этом знаке им потребуется. Собирают информацию из различных источников. Для работы с интерактивным листом создана подсказка. Ребята изучают её. Действуют по инстукции. Координатор направляет действия учеников и координирует их работу.

По окончании работы координатор команды проводит беседу, направленную на подведение итога этапа. Проводит рефлексию на выявление проблем работы команды. Предлагает просмотреть листовки других команд и оставить комментарии.

5 этап - город «Знаю, умею, рекомендую»

Задачи этапа: проанализировать дорожные ситуации; дать оценку поведения детей; заполнить анкету.

Ход работы этапа:

Координатор предлагает ребятам разбиться на группы по 2-3 человека и обсудить предложенные ситуации. Затем предлагает устроить “Мозговой штурм”, т. е. выяснить какие комментарии ребята предлагают к каждой ситуации. Путём голосования всей команды выяснить какой ответ заносить в гугл-форму. IT - специалисты вбивают ответы в гугл - форму.

По окончании работы координатор команды проводит беседу, направленную на подведение итога этапа. Проводит рефлексию на выявление проблем работы команды.

6 этап - город Счастливого пути!

Задачи этапа: поделиться знаниями, приобретёнными во время участия в проекте, организовать агитбригаду из участников команды, для выступления в другом классе, дошкольном учреждении.

Ход работы этапа:

Ребята вместе с координатором определяют форму, в которой будет представлен отчёт. Распределяют роли: кто буде писать в блоге текст отчёта, кто фотографировать, кто выступать. Возможно, кто-то из ребят на себя возьмёт сразу две роли. Используя инструкцию дети публикуют отчёт и фотографии.

По окончании работы координатор команды проводит беседу, направленную на подведение итога этапа. Проводит рефлексию на выявление проблем работы команды.

Из анкет юных участников проекта:

 «Многое мы узнали, многому научились и теперь создав агитбригаду, рассказываем о ПДД ученикам школы. Участники агитбригады решили продолжить работу агитбригады «В добрый путь!» и выступить перед ребятами детских садов». (Почемучки, Таганрог)

Из анкет координаторов о проекте:

 «Спасибо за предложенные материалы, всё очень хорошо организовано. У нас это уже второй проект по правилам дорожного движения, но все задания были интересны, так как ничего не повторилось Мы так вошли в роль, что ещё провели акцию "Засветись": совместно с родителями украсили одежду, портфели ребят светящимися стикерами. Сфотографировались вместе с инспекторами ГИБДД и попали на страницы газеты. А школе к нам присоединились и другие классы из начальной школы». (Терентьева Татьяна Мироновна, Одуванчики – Кавалерово).

Нам очень хочется, чтобы школьники познавали мир сознательно, шли вперёд! Настало время творцов! Мы должны искать такие формы работы, которые позволяют сформировать модель «нового человека», способного творчески мыслить, реализовать свои интересы и склонности, успешно адаптироваться к окружающему его миру и социализироваться в обществе. И мы, учителя, в ответе за будущее, мы «рисуем» XXI век яркими красками.

Список использованных источников
  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2008. – 151 с.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Начальное общее образование
Ключевые слова  сетевой учебный проект Google презентация опыта

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.