Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Использование электронных образовательных ресурсов в системе дополнительного образования дошкольников

Авторы: Ундуск Екатерина Петровна 1, Букатикова Людмила Сергеевна 2, Знак "Отличник народного просвещения"
1 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования № 671 Петродворцового района Санкт-петербурга, 2 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение центр образования №671 Петродворцового района Санкт - Петербурга
В статье представлены методы и приемы работы с дошкольниками, которые создают ситуацию успеха на занятиях для каждого ребенка, побуждают к творчеству, мотивируют детей на преодоление трудностей на примере дополнительной общеобразовательной программы «Первые шаги в мир информатики» с использованием современных электронных образовательных ресурсов
«Non scholae sed vitae discimus» /Не для школы, но для жизни учимся/

 Дошкольные образовательные учреждения – наши социальные партнеры со дня открытия отделения дополнительного образования детей. С дошкольниками мы работаем по дополнительным общеобразовательным программам следующих направленностей: технической, физкультурно - спортивной, социально-педагогической, художественной. Спецификой нашего сотрудничества является работа по программам, связанными с ИКТ - «Первые шаги в мир информатики» и «Хочу все знать» с использованием новых информационных технологий.

Как же организовать занятие с обучающимися 6-7 лет, чтобы достичь поставленной цели в таком сложном вопросе, как обучение основам ИКТ?

Мы остановимся на приемах и методах  работы с дошкольниками, используемых в нашем ОДОД, которые позволяют создать ситуацию успеха на занятиях для каждого ребенка, побуждают к творчеству, мотивируют детей на преодоление трудностей при выполнении заданий на примере одной из программ.

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир информатики» включает в себя следующие разделы:

  • Компьютерная азбука
  • Знакомство с окружающим миром. Развитие речи
  • Формирование математических представлений
  • Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти
  • Первые шаги в мир информатики

Обучение по данной программе способствует развитию интеллектуальных способностей детей, освоению компьютера как средства обучения через использование электронных образовательных ресурсов. Работа по учебным разделам программы направлена на оптимизацию дошкольного развития и обучения, как первой ступени в структуре непрерывного компьютерного образования.

Отличительная особенность программы определяется сочетанием развивающих дидактических игр, способствующих развитию мышления и творческих способностей детей, с освоением компьютера как средства обучения, и дидактическими подвижными играми. Особенностью данной программы являются практические задания, выполняемые на персональных компьютерах.

Структура занятия каждого занятия такова:

  • Организационный момент (1 - 2 мин)
  • Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания, графические диктанты (3 - 5мин)
  • Сообщение темы и задач занятия (1 - 2 мин)
  • Объяснение материала, работа в рабочих тетрадях, с дидактическими карточками (7 - 10 мин)
  • Физкультминутка (1 мин)
  • Работа за компьютером (10 - 15 мин)
  • Релаксация (1 мин)
  • Подведение итогов (2 -3 мин)

В работе систематически (на каждом занятии) используются различные ЭОР:

  1. презентации, созданные самостоятельно педагогами (красочные презентации с минимумом текстовой информации для объяснения нового материала или повторения; нелинейные презентации, включающие триггеры или макросы, которые используются в качестве интерактивных заданий для самостоятельной работы учащихся);
  2. установленная на персональных компьютерах программа "Информатика для дошкольников" - один из множества образовательных продуктов от компании Marco Polo Group, специализирующейся на разработке обучающих игровых приложений, интерактивных пособий, репетиторов и других  полезных программ;
  3. авторские он-лайн задания, созданные на сервисе http://learningapps.org/;
  4. развивающие задания, размещенные на детских порталах http://www.solnet.ee/, http://www.igraemsa.ru/ и др.;
  5. цифровые образовательные ресурсы, размещенные на http://school-collection.edu.ru/

Большое значение имеют формы организации занятий, которые строятся в направлении здоровьесбережения. На каждом занятии обязательная физкультминутка, время работы за компьютером каждого составляет 10 - 15 мин. Сразу после выполнения заданий  на компьютере следует минута релаксации - дети выполняют гимнастику для глаз и кистей рук.

Для примера рассмотрим занятие на тему «Устройство компьютера. Закрепление», которое является завершающим в цикле занятий раздела «Компьютерная азбука». Специфика изучения материала данного раздела заключается в сложности теоретического материала и нечитающей в большинстве случаев аудитории (в силу возрастных особенностей). Следовательно, перед педагогом встает задача подготовки доступного к пониманию визуального ряда.

После введения в тему занятия и сообщения цели педагог организует повторение изученного, используя загадки и презентацию “Устройство компьютера. Закрепление”  Повторение проводится фронтально.

Между этапами повторения,  закрепления и обобщения педагог проводит физкультурные паузы (выполнение упражнений для разных групп мышц, для глаз).

Далее, на этапе закрепления, педагог предлагает выполнение индивидуального дифференцированного задания на персональных компьютерах:

  • интерактивное задание "Компьютерная семья", размещенное на сервисе LearningApps.org по адресу http://LearningApps.org/watch?v=p7kgioatc или
  • интерактивная презентация «Собери компьютер» или «Собери мышку и клавиатуру».

Первый обучающийся, выполнивший задание презентации «Собери компьютер»,  демонстрирует результат работы на интерактивной доске.

Затем, на этапе обобщения, обучающиеся выполняют практическое задание с картинками-пазлами на бумаге: собрать одно устройство из семейства компьютера из набора частей.

На последнем этапе занятия  ребята объединяются в группы так, чтобы собралась вся «компьютерная семья»,  необходимо перечислить каждое.

За учебный год проводится диагностика результативности освоения программы: входящая, промежуточная, итоговая. Если на начало реализации программы большинство детей не имеет элементарных умений работы с компьютером (включать и корректно выключать компьютер, запускать программы и корректно  завершать работу с ними, работать с программой Paint), то в конце учебного года все обучающиеся приобретают устойчивые навыки пользователя, самостоятельно выполняют элементарные операции с компьютером, могут самоопределиться с выбором уровня предложенных заданий. 

Ежегодно воспитанники ОДОД  принимают участие в районной игре по станциям «Наш компьютер - лучший друг». Команды становятся победителями и дипломантами конкурса.

Уже сегодня можно отметить намечающуюся преемственность в обучении по программам, связанными с ИКТ. Программы для учащихся начальной школы «Компьютерный знайка» и «Мастерская компьютерного творчества» пользуются успехом у детей, которые выпустились из детских садов, но продолжают обучение по данным программам в нашем ОДОД.

В заключении хочется отметить, что применение электронных образовательных ресурсов на занятиях помогает развитию памяти, внимания, мышления и воображения. Занятия по программе «Первые шаги в мир информатики» формируют предпосылки учебной деятельности у дошкольников, что соответствует одной из задач ФГОС дошкольного воспитания.

Список использованных источников
  1. Габдуллина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Волгоград, 2010
  2. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах. М.: Просвещение, 2011
  3. Леонова Л.А., Каралашвили Е.А., Макарова Л.В., Лукьянец Г.Н. Совершенствование функциональной готовности дошкольников к работе на компьютере
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Дошкольное образование
Ключевые слова  программы дополнительного образования детей для дошкольников, Первые шаги в мир информатики, информатика для дошкольников, занятие в ОДОД для дошкольников, ЭОР для дошкольников по информатике

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.