Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Учебно-исследовательская работа учащихся с применением ЭОР

муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №72

Целью современного образования в России является развитие активной, сознательной, ответственной, конструктивной личности. Наличие компьютеров, электронных материалов, учебников, энциклопедий позволяет поднять учебный процесс на новый уровень. В современных условиях от учителя требуется понимание особенностей человеческого поведения, использование методов, опирающихся на учёт личностных особенностей учеников. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т.к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции, и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. При использовании интерактивных форм обучения ученик сам становится главной действующей фигурой и сам открывает путь к усвоению знаний. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция - организация и стимулирование учебного процесса. Информатизация системы образования сопровождается исследованиями вопросов использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе и внедрением результатов этих исследований в образовательную практику. Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Структура детской исследовательской работы, изучение объекта в математике и физике, целесообразно вести в такой последовательности :определение → элементы (основные и дополнительные) → свойства → признаки (в математике признак - это необходимые и достаточные условия существования объекта) → применение. Эта система осваивается учениками с 5-го класса, на ней базируется вся работа в среднем и старшем звене. Параллельно идет освоение различных этапов учебной исследовательской работы:

  1. Сбора информационного фонда, его анализа;
  2. Построения и применения моделей,
  3. Представления и внедрения результатов исследования.  

Сбор и анализ фонда на разных этапах работы играют разную роль. В самом начале эта работа актуализирует знания учеников и позволяет «присвоить» проблему. На более поздних этапах - помогает уточнить границы применимости предполагаемых результатов, уточнить постановку задачи, провести математические эксперименты, высказать и уточнить гипотезы. Модель позволяет обобщить задачу и перейти от исследования конкретных, «живых» математических объектов к общей математической ее постановке. На этапе применения ученики ищут и синтезируют новые задачи, в которых будет востребован данный материал, таким образом, присваивая его как инструмент для дальнейшего изучения математики. Что касается результативности, то те ученики, которые систематически работают с компьютерными учебными программами, занимаются проектной деятельностью, повышают свое качество знаний. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению математики и физики, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.