Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Электронное портфолио педагога как средство самонаблюдения и самосовершенствования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 216 с углублённым изучением польского языка имени А.Мицкевича Центрального района Санкт-Петербурга
В портфолио учителя должны присутствовать личные педагогические идеи и убедительные средства подтверждения их эффективности. Появление профессионального портфеля педагога, которое является визитной карточкой профессиональной эффективности и неразрывно связано с процессами модернизации российского образования. В докладе представлен собственный опыт создания портфолио на педагогических сайтах (4portfolio.ru, "Педагогическая планета")

Портфолио учителя приобрело широкое развитие и стал назревшей необходимостью, педагог предъявляет его экспертной комиссии при аттестации, администрации своего учреждения для получения стимулирующих выплат, участия в конкурсах (в т.ч. ПНПО). Самое главное, чтобы электронное портфолио не лежало в папке на личном компьютере, а было опубликовано в сети, только в этом случае оно представляет ценность для учителя, родителей, учеников и коллег.

Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:

  1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
  2. Систематизировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
  3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
  4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
  5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
  6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения.[1]

Важно, чтобы формирование портфолио не являлось самоцелью педагога, а  являлось свидетельством степени достижения поставленных профессиональных целей, одним из средств рефлексии и профессионального роста.   В последние годы многие учителя обзавелись электронным портфолио,  которое разместили  в сети. У подавляющего большинства  коллег страницы портфолио тяжело загружаются из-за обилия документов, поэтому  в этой ситуации надо отбирать наиболее важные документы.  Конечно, у некоторых учителей большие портфолио в соответствии с их педагогическими заслугами, но большинство учителей, выкладывающих в сети  неуместные  «иконостасы» грамот и дипломов участников конкурсов  сайтов, которые не имеют лицензии на проведение данных мероприятий.

Грамоты, дипломы, сертификаты, свидетельства  составляют один из разделов (портфолио документов) учительского портфеля, в котором ещё должны быть представлены разделы – личное портфолио, портфолио достижений и портфолио отзывов.

Жёсткие требования к заполнению веб-портфолио педагога отсутствуют. Портфолио учителя очень индивидуально, а также влияет такой фактор формировании профессионального портфеля как специфика учебной дисциплины, в рамках которой оно создается. Методические рекомендации  помогут грамотно оформить все разделы,  которые в будущем  могут быть использованы педагогом при прохождении аттестации, оформлении стимулируюших надбавок к заработной плате педагога и участия в различных конкурсах. Работа по формированию веб-сайта или электронного портфолио достаточно трудоёмкая работа, поэтому попыталась обобщить опыт некоторых педагогических порталов (например, 4 portfolio.ru и «Педагогическая планета»), который, по моему мнению, поможет создать профессиональный веб-портфолио педагога.

Элементы профессионального портфолио педагога  имеют четкую структуру:

Личное портфолио

Портфолио достижений

Загрузить одно или несколько Ваших фото

Указать следующую информацию:

  • ФИО
  • образовательное учреждение
  • регион
  • должность,
  •  учебный предмет, в каких классах работаете (№)
  • классное руководство с № класса
  • образование (название учебного заведения, год окончания, специальность, квалификация)
  • трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном учреждении,
  • квалификационная категория, год аттестации
  • о себе

Краткая информация о педагоге (эссе о себе). Возможны следующие варианты  - педагогическое кредо, планы на будущее, достижения в спорте, художественном творчестве, общественная деятельность, увлечения и т.д.

Информация об успехах и достижениях учеников

  • результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности основных ключевых компетенций по преподаваемому предмету
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации
  • динамика учебных и внеурочных достижений учеников
  • сведения о наличии медалистов
  • участие обучающихся в конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках и т.д.
  • описание проектной деятельности учеников
  • самые удачные рефераты, доклады, контрольные работы,
  • отчеты о походах, рисунки, фотографии творческих работ, видео и аудиоинформация.

 

Информация о достижениях учителя:

  • методическая тема
  • обучение на семинарах, курсах повышения квалификации
  • участие в профессиональных конкурсах
  • участие в конференциях
  • экспертная работа
  •  профессиональные достижения в качестве классного руководителя, 
  • инновационная деятельность,
  • мастер-классы
  • авторские программы
  • планы самообразования
  • анализ уроков
  • обоснование выбора образовательной программы и УМК
  • обоснование выбора используемых образовательных технологий, применения средства педагогической диагностики для оценки образовательных результатов
  • самоанализ по итогам участия в семинарах, конкурсах, в методическом объединении, экспериментальной работы

Портфолио отзывов

Портфолио документов

  • характеристики и рекомендательные письма (коллег, учеников, их родителей).
  • отзывы об уровне компетенций, уровне выполненных рефератов, докладов, исследовательских проектов,
  • тексты заключений, рецензий, резюме, рекомендательные письма и прочее.
  • характеристики от общественных организаций
  • благодарственные письма из различных органов и организаций

 

  • документы учеников за участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, выставках и т.д.
  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагога
  • наградные документы за участие в педагогических конкурсах
  • свидетельства и сертификаты за участие в конференциях, семинарах,  мастер-классах и т.д.
  • отзывы, рецензии, рекомендации, экспертные  заключения, благодарности от коллег, руководства, общественных организаций, родителей и т.д.

 

Материалы, подкрепляющие педагогические принципы преподавателя, являются следующими:

  1. Свидетельство сотрудничества с коллегами, которое привело к повышению эффективности их работы
  2. Видеозапись типового занятия преподавателя.
  3. Материалы, подтверждающие эффективное использование технических средств обучения, напр., компьютера, аудио- и видеоаппаратуры.[1]

В 2014 году в СМИ появилась информация, что наряду с аттестатом и итогами ЕГЭ ученикам необходимо будет представить приёмные комиссии учебных заведений портфолио. Вероятнее всего в ближайшей перспективе в перечне документов абитуриента появится портфолио.

Хочется посоветовать классным руководителям зарегистрироваться на 4portfolio.ru,  поближе познакомиться с возможностями сайта, который можно посоветовать своим родителям на собрании, а ученикам – на классном часе.  Думаю, что заполняя портфолио,  ученики по-прежнему будут общаться «В контакте», на вебинарах для тьюторов  4portfolio.ruнекоторые слушатели полагают, что смогут контролировать виртуальное общение учеников. Учитель, классный руководитель, родитель  не смогут этого сделать! Важно не забывать, что ведение портфолио должно быть добровольным, а учитель должен научить детей правильно и чётко выражать свои мысли в сети, привить правила сетевого этикета, планировать свою жизнь. Родители и ученики привыкли «развлекаться в сети», а ведение хорошо структурированного портфолио  в сети 4portfolioпотребует усилий с их стороны и владение навыками уверенного пользователя.

Портфолио, состоящее из 4 блоков , обладает хорошей структурой, которая позволят учителю и классному руководителю реализовать многие идеи учебной и воспитательной работы. Сеть 4portfolioпозволяет фиксировать не только результаты портфолио документов, куда размещаются  наградные документы победителей и участников различных очных и заочных мероприятий, но и накапливать портфолио отзывов, достижений и личное портфолио, что даст возможность выпускнику школы «лёгким кликом ЛКМ» презентовать в приемной комиссии. 4 portfolio может стать площадкой для реализации творческих замыслов учителя, т.к. предоставляет большие возможности для организации семинаров, конференций,  круглых столов, ведения смешанного, перевёрнутого и дистанционного обучения. Имеется возможность организации конкурсов и сетевых сообществ учеников и учителей (учащихся  можно назначать модераторами, что разгрузит учителя и повысит мотивацию обучающихся).  Научный руководитель проекта ведёт в дистанционном формате вебинары и полезные для учителей курсы, продолжительностью 36 часов. Качественная  система повышения квалификации 4 portfolioорганизована на высоком уровне, методически грамотная и имеет метапредметный характер.

Самое важное, чтобы педагоги и их ученики не останавливались на рефлексии и заканчивали подведение итогов каждого этапа антиципацией. Хочется, чтобы антиципатией пользователей – представителей педагогической общественности 4portfolio было желание создать сообщество, провести конференцию или конкурс, разместить авторскую статью или интересную методразработку и т.д.

Список использованных источников
  1. http://planeta.tspu.ru/
Вид представления доклада  Устное выступление и публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Презентация доклада  Загрузить
Ключевые слова  портфолио,структура,методика,педагог

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.