Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Информационно-образовательная среда как механизм эффективного управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС

Автор: Зверева Наталья Евгеньевна, Почетный работник общего образования РФ
МАОУ "Лицей № 9" г. Перми
Создание информационно-образовательной среды как механизма управления организацией – сверхзадача руководителя. В условиях реализации ФГОС, введения профессиональных стандартов педагогов, стремительно развивающейся информатизации всех сфер жизнедеятельности процесс создания и развития информационной образовательной среды приобретает особую значимость и актуальность.
Управлять - значит предвидеть. (Екатерина II Великая)

Система образования города Перми известна в России как динамично  развивающаяся, инновационная, имеющая высокие результаты во всех сферах отрасли «Образование». Закономерно, что большинство образовательных организаций Перми работают в режиме инновационного развития, стараясь обладать собственным уникальным «лицом».

Одним из толчков к новому этапу в развитии МАОУ "Лицей № 9" города Перми, безусловно, стало внедрение ФГОС. С 2013 года в нашем лицее действует краевая апробационная площадка по внедрению ФГОС на основном уровне общего образования. В 2012 году, в период подготовки программы апробационной площадки, команда педагогов вместе с родительской общественностью разработала стратегию развития лицея на период до 2020 года, которая выразилась в кратком, но ёмком слогане: «Мы открываем образовательные возможности! – We open educational opportunities!». Стратегия предусматривает создание на базе лицея Школы открытых образовательных возможностей, выпускники которой смогут поступить в мировые вузы.

Реализация стратегии - это процесс многоплановый. Несомненно, что важнейшая роль в этом процессе принадлежит информатизации всех направлений деятельности. Очень часто ошибочно полагают, что информатизация образовательной деятельности сводится к внедрению компьютерных технологий в процесс обучения. На самом деле, информатизация учебного заведения – процесс, который должен происходить во всех сферах школьной жизни, таких как: решение административных и управленческих задач, непосредственно урочная деятельность,  внеурочная работа с учащимися, работа с родителями, медицинское сопровождение учащихся и многие другие. Так создается единая информационно-образовательная среда.

В процессе создания и развития информационно-образовательной среды важнейшие роли играют руководитель и управленческая команда как генераторы идей и вдохновители, цель которых – увидеть структуру среды, продумать планомерные шаги по её выстраиванию, обеспечить наличие финансовых и кадровых ресурсов для её создания.

ФГОС начального и основного общего образования предъявляет требования к созданию современной информационно-образовательной среды, которая должна обеспечить информационно-методические условия реализации основной образовательной программы. Информационно-образовательная среда в соответствии с ФГОС должна включать в себя:

  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,
  • совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
  • Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: 
  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей),педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования; 
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

На сегодняшний день в лицее выстраивается информационно-образовательная среда по всем направлениям деятельности:

Управление

  • Лицей, как и все образовательные организации города Перми и Пермского края, работает в системе электронного документооборота (СЭД)
  • Службы управления лицея (кадровая, финансовая, хозяйственная) работают в системе 1С
  • В лицее много лет действует система электронных отчетов учителей и классных руководителей по всем направлениям образовательной деятельности
  • Все необходимые учителям и управленческой команде документы (формы отчетов, приказы, положения и т.д.) доступны в сетевой папке локальной сети лицея
  • Система электронных дневников и журналов – каждый учащийся лицея имеет свой электронный дневник. Родители дистанционно могут наблюдать за успеваемостью детей, общаться с классным руководителем, участвовать в дистанционных конкурсах, консультироваться онлайн со специалистами
  • Система безопасности – в лицее действует электронная система учета и контроля посещения лицея учащимися и сотрудниками интегрированная с системой видеонаблюдения

Учебный процесс и внеурочная деятельность

Материально-техническая база информатизации лицея представляет собой на сегодняшний день:

  • 2 компьютерных класса с современным оборудованием и выходом в Интернет
  • Локальная сеть лицея, насчитывающая 50 компьютеров
  • Кабинет физики (10 ноутбуков)
  • Медиацентр
  • Лингафонный кабинет (10 ноутбуков)
  • 14 конструкторов Лего-роботов, создана зона робототехники
  • Мобильный компьютерный класс для начальной школы (10 ноутбуков)
  • Система интернет-видеосвязи «Видикор»
  • Учебные кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием для реализации ФГОС
  • Места для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Система видеонаблюдения
  • Электронная система учета и контроля доступа в лицей
  • Free Wi-Fi

Электронные образовательные ресурсы для учащихся

  • Коллекция образовательных ресурсов, созданная педагогами лицея
  • Официальный сайт лицея http://www.lyceum9.ru/
  • Официальная страница лицея  ВКонтакте https://vk.com/club58643226
  • Сайты учителей
  • Учебно-методические комплексы, разработанные педагогами лицея: «Смысловое чтение», «Мой город Пермь (английский язык), «Занимательная математика», «Робототехника» и другие

Электронные ресурсы для педагогов

  • Дистанционные курсы повышения квалификация
  • Краевой банк курсов повышения квалификации
  • Портфолио учителя
  • Мониторинги успеваемости учащихся
  • Дистанционные конкурсы и олимпиады для учащихся и педагогов

Работа с родителями

  • Новости лицейской жизни и материалы для родителей на сайте лицея
  • Общение директора с родителями в формате форума
  • Размещение на сайте всех нормативных документов
  • Система электронных дневников и журналов Web2edu.ru
  • Ежегодный публичный  доклад  как форма информирования общественности о деятельности образовательного учреждения, о расходовании финансовых  средств.

Проведенный администрацией лицея анализ имеющихся информационно-образовательных ресурсов выявил их соответствие требованиям ФГОС в части реализации основной образовательной программы. Однако среда все время должна развиваться, наполнятся новым содержанием и ресурсами. Кроме того, в сфере управления учебным заведением, информационно-образовательная среда призвана обеспечить достижение стратегической цели управленческой деятельности – повышение эффективности всех видов образовательной и иной деятельности организации.

Для создания информационной образовательной среды необходимо определить стратегическое назначение каждого информационного образовательного продукта, исключить дублирующие или «утяжеляющие» элементы, обеспечить оптимальную достаточность среды для достижения стратегической цели управления.

Эффективность управления образовательной организацией определяется выполнением ряда критериев, обозначенных в стратегических документах сферы образования:

  • обеспечение доступности качественного образования;
  • повышение качества образования;
  • функционирование в режиме инновационного развития;
  • оптимальное использование ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и иных);
  • развитие общественно-государственного управления.

Информационно-образовательная среда видится нам как механизм, позволяющий качественно выполнить указанные критерии, достичь показателей эффективности управления. Так, обеспечение доступности качественного образования в современных условиях невозможно без дистанционного обучения и сетевого взаимодействия образовательных организаций. Повышению качества образования способствуют мониторинги учебной деятельности, проводимые с помощью ИКТ, а широкий доступ к электронным образовательным ресурсам обеспечивает возможность каждому субъекту образовательного процесса овладеть необходимыми для качественного образования компетенциями. Оптимальное использование ресурсов образовательной организации обеспечивается наличием информационных баз данных, электронных программ, дистанционных образовательных продуктов, в том числе, в системе повышения квалификации кадров. Развитие общественно-государственного управления становится возможным благодаря активному сетевому общению, информированию родительской общественности по всем направлениям школьной жизни через лицейский сайт.

В условиях реализации ФГОС, введения профессиональных стандартов педагогов, стремительно развивающейся информатизации всех сфер жизнедеятельности процесс создания и развития информационно-образовательной среды приобретает особую значимость и актуальность. 

Список использованных источников
  1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. - М, 2005.
  2. Роберт И.В. Информатизация образования как новая область человеческого знания. - Человек и образование, выпуск № 1, 2012.
  3. Смирнова И.В. Непрерывная подготовка учителей к работе в информационно-образовательной среде школы. - Информатика и образование, выпуск № 8, 2014.
  4. Покосовская О.В. Индивидуальное информационное пространство педагога как один из компонентов информационно-образовательной среды. - Информатика и образование, выпуск № 1, 2013.
  5. Хаблиева С.Р., Каргиева З.К. Формирование навыков использования в образовательном процессе современных средств обучения и электронных образовательных ресурсов с учетом требований ФГОС. - Информатика и образование, выпуск № 12, 2013.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  Информационно-образовательная среда. Управление. Учебный процесс и внеурочная деятельность. Электронные образовательные ресурсы.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.