Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Авторы: Нефедова Вера Ивановна 1, Кандидат педагогических наук, Почётный работник общего образования, Масликова Эльвира Фаритовна 2
1 Государственное бюджетное учреждение "Региональный центр развития образования Оренбургской области", 2 Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития образования Оренбургской области»
В статье рассматривается организационный аспект управления образованием в условиях развития информационного общества, перехода на электронные образовательные услуги обозначена потребность административных работников сферы образования в использовании эффективных технологий, позволяющих осуществлять основные компоненты деятельности в единой управляемой системе.

В связи с развитием информационного общества, внедрения в сферу образования информатизации и современных технологических подходов, динамично меняются процессы реализации учебно-воспитательной и управленческой деятельности образовательных организаций. Современные подходы к организации управления сферой образования формируются в условиях создания инновационных образовательных структур, оказывающих влияние на перераспределение акцентов в выполнении социальных, организационно-управленческих и индивидуально-личностных функций.

Акцентируем внимание на том, что сегодня в силу постоянно растущей динамики социальной мобильности становится обычным явлением пересмотр и изменчивость социальных нормативно-ценностных установок, определяющих поведение людей в социуме, в том числе и в системе образования [2]. В этой связи современная наука рассматривает процессы изменчивости в системе образования как непрерывно развивающуюся динамическую характеристику нового современного общества.

Исследования, представленные учеными, показывают, что современная организация труда и экономика развиваются благодаря людям, способным и готовым использовать новые информационные ресурсы и создавать новое [5, 6]. В исследованиях, посвященных проблемам информационного общества, имеют место быть два подхода. Одни полагают, что мы имеем дело с принципиально новым типом общества, другие придерживаются идеи социальной преемственности, утверждают, что процессы информатизации ранее установленных отношений еще не означают появления нового общественного уклада [5, с.12].

Организационный аспект управления образованием в условиях нового информационного общества предусматривает учет определенных факторов, влияющих на данный процесс, среди которых считаем особенно значимыми экономические, законодательные, социальные, социально-психологические, психолого-педагогические, технологические и пр. Обращают на себя внимание барьеры, создающие управленческие проблемы во всех типах социальных организаций, в том числе в сфере образования [4]:

1) в функционировании современных организаций всего мира наметились новые тенденции [1] — усложнение всех видов человеческой деятельности; переструктурирование рабочей среды; изменения в контингенте работающих; фундаментальные изменения в философии труда;

2) отсутствие стабильных условий жизни и перспективы относительно позитивных социальных изменений, что в целом приводит к повышению напряженности в обществе; отсутствие реального менеджерского опыта в управлении большинством организаций, в том числе новых структур образовательных организаций.

В условиях нового информационного общества организационный аспектом управления сферой образования выступает «процесс выработки решений, принятия законов в области образования, планирования, организации, регулирования и контроля за деятельностью образовательных служб» [4]. Каждая ступень сферы образования выполняет определенный круг задач в рамках своей компетенции.

Современный этап развития системы образования основан на новых подходах, требующих осмысления приобретенного опыта, анализа деятельности определенных ступеней системы, а также инновационных, опережающих исследовательских разработок, ресурсы которых позволят выйти на более высокий уровень и оптимизировать управление в сфере образования.

Предпосылки информатизации управленческой деятельности обусловлены, прежде всего, возрастанием информационных потоков на всех уровнях, осуществляющих управление сферой образования, а также необходимостью в создании системы планирования и прогнозирования развития системы образования и необходимостью использования современных подходов к процессу управления.

В условиях перехода на электронные образовательные услуги административные работники сферы образования испытывают особую потребность в использовании эффективных технологий, позволяющих основные компоненты деятельности осуществлять в единой управляемой системе. Для этих целей в Оренбургской области, например, с 2009 года официально внедрен на всех уровнях сферы регионального образования программный комплекс «Автоматизированная распределенная информационная система оценки качества образования Оренбургской области».

Региональная информационная система выступает главным источником по предоставлению сведений об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена, а также сведений об участниках государственной (итоговой) аттестации, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Формирование региональной информационной системы организовано с уровня образовательных организаций на основе программного комплекса, полученного общеобразовательными школами по целевым поставкам федеральных и региональных программ проекта «Информатизация системы образования». До настоящего времени программный комплекс «1С: Хронограф Школа» функционирует в общеобразовательных организациях области, определенные сведения школьного уровня запрашиваются по защищенному каналу передачи данных для использования на управленческих уровнях региональных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования.

Совместно с партнерами ООО «Интегрированные компьютерные системы»(г. Псков) команда IT-специалистов региональной системы образования формирует опыт внедрения автоматизированных систем в период перехода на электронные государственные (муниципальные) услуги в сфере образования. Благодаря межрегиональному сотрудничеству в рамках дальнейшего развития существующей системы «Мониторинг качества образования Оренбургской области» с 2012 года функционируют две автоматизированные взаимодополняющие системы «Государственные (муниципальные) услуги в сфере образования Оренбургской области» и «Детские сады Оренбуржья».

В рамках перевода в электронный вид государственных и муниципальных услуг в регионе выполняются работы по обеспечению электронного информационного взаимодействия: Единого портала государственных и муниципальных услуг (http://www.gosuslugi.ru); регионального портала государственных и муниципальных услуг (http://56.gosuslugi.ru); органов государственной власти; органов местного самоуправления.

Необходимыми условиями эффективности функционирования автоматизированной информационной системы управления считаем:

  • нормативно-правовое обеспечение, способствующее внедрению процесса функционирования автоматизированной системы в органах, управляющих сферой образования и в образовательных организациях определенного региона (соглашения, приказы, регламенты и пр.);
  • организационное обеспечение, предполагающее готовность организаций системы образования к эксплуатации определенных технических и программных комплексов, а также кадровых ресурсов;
  • информационное обеспечение, направленное на формирование автоматизированной системы сведениями, являющимися своевременными, достоверными и достаточными для принятия решения;
  • финансовое обеспечение, предполагающее достаточный уровень источников для обновления и поддержки на должном уровне развития технического, программно-комплексного и кадрового потенциала;
  • кадровое обеспечение, предполагающее способность и профессиональную готовность к организации управления организациями сферы образования в условиях современного информационного общества.

Организация управления сферой образования в условиях нового информационного общества способствует решению приоритетных задач системы образования, среди которых — становление и развитие региональной инфраструктуры управленческой деятельности.

Список использованных источников
  1. Беннис У. Как становятся лидерами. Менеджмент нового поколения / У. Беннис Р. Томас. — М.: Вильямс, 2006. — 208 с.
  2. Миндибекова Л.А. Управление системой образования в транзитивной России (Социологический анализ): Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.08 Орел, 2005 482 с.
  3. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е изд. - М: ИИО РАО, 2010. — 356 с.
  4. Управление инновационной деятельностью образовательного учреждения в условиях системных изменений: Монография / Под ред. И.В. Гришиной, С.В. Кривых. — СПб.: СПбАППО, 2007. — 306 с.
  5. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. — 400 с.
  6. Юсупова Л.М. Социологический анализ теорий информационного общества Ф. Уэбстера // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/10/1074 (дата обращения: 22.10.2014).
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  управление образованием, информационное общество, сфера образования, информационная система, образование, государственная услуга

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.