Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Создание оптимальных условий для успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира

Автор: Васильева Ирина Лаврентьевна, магистр, магистр, Благодарственное письмо начальника управления образования г. Череповца, Диплом участника педагогического фестиваля «Открытый урок» 2011, Диплом участника регионального этапа II Всероссийского конкурса «Детский сад - детям» в номинации «Лучший профессионал детского сада» Вологда 2011, Диплом победителя конкурса лучших педагогических работников ДОУ Вологодской области Департамент образования 2011, Диплом победителя II степени Всероссийского конкурса молодежных проектов от 20 ноября 2012г. Диплом победителя II степени Всероссийского конкурса молодежных проектов от 20 ноября 2012г. , Сертификат участника всероссийского конкурса творческих программ по теме «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ» 2012 год, Диплом III степени в студенческой научной конференции 2013 года в секции «Отражение современной научной проблематики в диссертационных исследованиях магистранта», II Всероссийский конкурс профессионального мастерства воспитателей и педагогов ДОУ «Современный детский сад - 2014» разработка авторских программ в системе образования Диплом Лауреата за работу «Программа по развитию актерских способностей детей старшего дошкольного возраста в ДОУ» (20 марта 2014 года).
МДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 98 «Родничок» г. Череповец
В условиях постоянного развития общества происходят новоизменения, которые отражаются во всем – в окружающем (социализации). В данных условиях постоянно происходят кризисы системы дошкольного образования, а руководителю дошкольного учреждения очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения. Самым актуальным и проблематичным для нашего современного мира остается безопасность психологического здоровья как детей, так и педагогов. От этого зависит эффективная работа всего ДОУ, систематичность, благоприятный климат и многое другое.

В условиях постоянного развития общества происходят новоизменения, которые отражаются во всем – в окружающем (социализации). В данных условиях постоянно происходят кризисы системы дошкольного образования, а руководителю дошкольного учреждения очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Проектирование программ – ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой – один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и обеспечить управленческий контроль. При грамотном планирование появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Направленность всей системы внутрисадиковского управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую  ориентацию руководителя ДОУ, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу, планированию, организации, контролю и регулированию всей деятельности.

Центральное место в процессе решения многих задач развивающегося менеджмента (совокупность принципов, методов, средств и форм управления, то есть искусство управления) в ДОУ принадлежат руководителю и педагогам детского сада, которым приходится нести большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Опыт и интуиция все чаще оказываются не в состоянии на практике обеспечить принятие удовлетворительного и тем более оптимального решения. Для этого прежде всего необходимо понять, как руководитель ДОУ решает и может решить сложные задачи, а также как можно улучшить педагогический процесс.

В данном случае существует некоторое противоречие между тем как выполнить требования, предъявляемые профессией и при этом оптимально реализовать себя в профессии и получать удовлетворение от своего труда. Интересный и верный путь по работе в ДОУ у руководителя становиться – повышение безопасности психологического здоровья педагогов, а в свою очередь и тех, кого касается эта проблема: руководителя, родителей, детей.

Анализируя вышесказанное необходимо выделить актуальность - создание необходимых условий для психологической безопасности здоровья участников жизнедеятельности ДОУ являются залогом процветания всего ДОУ в современном мире (с учетом инновационной деятельности).

В связи с этим можно выделить цель и задачи по проявлению эмоционального выгорания педагогов с разным стажем работы.

Цель: создание оптимальных условий для успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира.

Задачи:

Теоретическое рассмотрение основных вопросов и понятий касающихся создания оптимальных условий для успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира.

  1. Психологическое сопровождение   успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира.
  2. Мотивация как основа создание оптимальных условий для успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира.
  3. Основные рекомендации для создания создание оптимальных условий для успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира.

База исследования: МБДОУ «Детский сад № 98» город Череповец.

Срок реализации: 2014-2015 учебный год.

В ДОУ созданы условия для всестороннего гармоничного развития дошкольников:

  • Физкультурно – оздоровительный комплекс - физкультурный зал, зимний плавательный бассейн, зал разминки, фитобар, медицинский блок, спортивная площадка
  • Познавательно-речевой комплекс – экологический центр, зимний сад, виварий, аквацентр; групповые уголки природы; экологическая тропа  ДОУ включает «уголки» леса, сада, луга, огород и разнообразные цветники, альпийские горки
  • Художественно – эстетический  комплекс - музыкальный зал, студия детского дизайна, театральная гостиная, костюмерная, картинная галерея и галерея детского творчества,  мини – музеи в группах
  • Социально – психологический  комплекс - кабинет социально – психологической службы, уголки релаксации  в групповых комната
  • Групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями  программы «Радуга» и направлениями инновационной работы ДОУ; на участках имеется игровое и спортивное оборудование, закрытые веранды
  • Кадровое обеспечение: 35 педагогов, из них два руководителя, 7 специалистов (педагог – психолог, социальный педагог, два музыкальных руководителя, два инструктора по физической культуре, педагог дополнительного образования). Высшая категория – 18 педагогов (58%), первая – 5 педагогов (19,3%), не имеют категории 8 ч. (22,7%). Высшее образование – 23 ч. (74%), среднее специальное – 9 ч. (26%).

Приоритетным направлением деятельности коллектива ДОУ являетсястановление познавательных и творческих способностей дошкольников во всех образовательных областях на основе современных интеллектуально – развивающих технологий и обновленного варианта комплексной программы «Радуга» 2011 г.

 Принципы ДОУ по созданию оптимальных условий для успешного и безопасного психологического здоровья работников (педагогов) ДОУ в условиях современного мира.

  1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны определяться целью и задачами.
  2. Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую реализацию всех задач.
  3. Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с педагогами и родителями, и при конкретизации целей и задач.
  4. Принцип позитивной мотивации выражается в активизации, стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и формировании потребности в профессиональном самовоспитании.

Управленческая составляющая заключается в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании. Для данного ДОУ - это прежде всего:

  • Нормативно - правовое обеспечение
  • Научно - методическое сопровождение
  • Разработка программ и рекомендаций
  • Аттестация рабочих мест по условиям труда

Критерии результативности работы или по-другому критерии формирования безопасной окружающей среды в педагогическом процессе

  • Положительное отношение к среде
  • Уровень удовлетворенности отдельных характеристик среды: преподавание, отношение, активное отношение, рост-развития.
  • Ощущение защищенности от психологического насилия во взаимоотношении.

Диагностический инструментарий

Психологическое сопровождение эмоционального выгорания педагогов – это в первую очередь состояние (и внутреннее и внешнее) той среды, в которой находится человек. Если речь идет о педагогах, то средой выгорания является образование, а именно дошкольное образовательное учреждение.

Для диагностического исследование эмоционального выгорания педагогов необходимо выявить те показатели, которые смогут повлиять или спровоцировать то состояние, о котором идет речь.

Таким образом, диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

  • уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);
  • уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;
  • уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

Психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды и защищенности от психологического насилия во взаимодействии.

В соответствии этого подбирается диагностический инструментарий (таблица 1).

Таблица 1 Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды.

Диагностический инструментарий безопасной образовательной среды.

Безопасная образовательная среда
диагностики цели Общие показатели
Потребности и мотивации педагогической деятельности определить отношение человека к некоторым жизненным ситуациям.
  • уровень отношения к среде (позитивный, нейтральный и негативный);
  • уровень удовлетворенности характеристиками образовательной среды;
  • уровень защищенности от психологического насилия во взаимодействии.
Диагностика мотивации достижения по Ю. М. Орлову Определение уровня самооценки человека в достижениях (активности личности), к стремлению улучшения результатов, неудовлетворенностью в достижении своих целей.
Изучение мотивационного профиля личности
(Ш. Ричи и П. Мартин)
Изучение мотивационного профиля личности.

 

Диагностика изучения «Психологического климата в коллективе» Изучение эмоционального отношения в коллективе

Организация работы по созданию безопасного образовательного пространства позволяет достичь следующих результатов: 

  • Систематизировать и разработать локальные нормативные акты в сфере обеспечения безопасности в ДОУ.
  • Накопить опыт комплексного и многоуровневого подхода при формировании безопасного образовательного пространства.
  • Выделить рост профессиональной компетентности педагогов в области формирования культуры безопасности.
  • Разработать и внедрить в практику: систему теоретических, практических занятий; учебно-методических материаловдля детей, педагогов, родителей.
  • Повысить безопасность ДОУ, снизить риск возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей.
Список использованных источников
  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г № 198 - ФЗ (ред.от 09.05.2005 г).
  2. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181 -ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 09.05.2002 г)
  3. Федеральный закон от 21.12.1994 г № 69-ФЗ "О пожарной безопасности (ред.от 09.05.2005 г)
  4. Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
  5. Волобуева Л.М. Организация охраны труда в ДОУ: правовой аспект. Управление ДОУ № 7- 2005 год.
  6. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.
  7. Лукина Л. И. "Безопасность дошкольного образовательного учреждения" Управление ДОУ, Москва, 2007 год.
Вид представления доклада  Публикация
Ключевые слова  Новоизменения, проектирование программ, безопасность психологического здоровья работников, психологическое сопровождение, принципы ДОУ, диагностический инструментарий безопасной образовательной среды.

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.