Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Лицейское самоуправление. Реализация проекта «Я горжусь тобой, Лицей!»

Авторы: Мирончик Елена Александровна 1, Теленкова Алена Александровна 2
1 Муниципальное Бюджетное Нетиповое Общеобразовательное Учреждение "Лицей №111", г. Новокузнецк, 2 МБ НОУ "Лицей "111"
В статье описан механизм учета динамики воспитательного процесса. Введенная в практику нашего лицея балльно-рейтинговая система (БРС), сначала существовала в бумажном варианте и информационные технологии использовались только на этапе визуального оформления соревнования классных коллективов. Создание электронного ресурса позволило учитывать индивидуальную составляющую.
Все зависят от тебя! Всё зависит от тебя! Добавь своё «Я»!

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, предполагает ориентацию на результаты. Оценивая знания учащихся по пятибалльной шкале, в классической школе отсутствует механизм учета динамики воспитательного процесса. В старшем звене классные руководители сталкиваются с проблемой снижения активности участия детей во внеклассных мероприятиях. Оценка снижения является субъективной, не имея количественного отражения.

Обозначенная проблема привела к созданию и введению с 2012 года в практику нашего лицея балльно-рейтинговой системы (БРС).

В 2012-2013 году действовала балльно-рейтинговая система учитывающая учебную и социально-значимую деятельность классных коллективов. Опыт реализации проекта первом году своего существования не только показал необходимость, актуальность, полезность, интерес учащихся и классных руководителей, администрации и родителей, но и выявил недостатки проекта:

  • отсутствие учета личностной составляющей;
  • трудоемкость реализации проекта.

Выявленные недостатки БРС обозначили направление развития системы оценивания и привели к созданию электронного приложения.

Электронное приложение размещено в интернете и прозрачно для всех участников образовательного процесса. В системе реализован принцип накапливания баллов учащимися, что позволяет:

  • проводить мониторинг индивидуальной динамики и прогресса;
  • отслеживать рейтинг активности классных коллективов;
  • выявлять победителей по разным номинациям.

В настоящее время система учитывает внеурочную деятельность (очные, заочные и дистанционные олимпиады, НПК, конкурсы, викторины, проекты, выставки, соревнования, творческие отчеты и т.п.). 

Номинации необходимы для награждения «лучших» на итоговом лицейском празднике «Звезда лицея».

Перспективы БРС

Ближайшей перспективой развития оценочной деятельности является диссеминация опыта внедрения балльно-рейтинговой системы в воспитательный процесс начальной школы. Это позволит при переводе учащегося на следующую ступень обучения, классному руководителю, даже не зная ребенка, проанализировать, где участвовал ребенок, в чем ребенок силен, талантлив, и построить воспитательную и образовательную траекторию, как ребенка, так и класса.         

При введении электронной системы учета из практики выпало визуальное отображение соревнования классных коллективов. 

Собирая картинку-пазл, была не только обозначена визуально конечная цель, но и осуществлялось эстетическое оформление текущего этапа соревнования. Эта практика была успешной в прошлом году и ее необходимо вернуть в следующем году.

В дальнейшем планируется осуществление взаимообмена данных между электронным журналом и БРС. Таким образом, будет отражена текущая успеваемость и посещаемость школьников.

Рейтинговая система предоставляет обучающимся возможность проявить себя, выделиться. Усиление конкуренции, привело к повышению активности в учебной и внеучебной деятельности.

Основным принципом БРС является информационная открытость/прозрачность системы, что даёт возможность учащимся:

  • контролировать выставление ему заслуженных баллов;
  • сопоставлять результаты своей деятельности с результатами других лицеистов;
  • помочь в определенный период скорректировать свою деятельность и получить дополнительные баллы;
  • выстраивать свою траекторию успеха, (то есть что нужно сделать ребенку, чтобы занять верхние позиции рейтинга, результатом этого будет являться воспитание лидерских качеств, формирование умений планирования, анализа, сравнения, обобщения, приобретение навыка и привычки к самооценке и взаимооценке), что является основными требованиями в условиях реализации нового федерального стандарта.

Преимуществом балльно-рейтинговой системы, действующей в лицее, является осознание каждым учащимся своей роли в классном коллективе. Понимание того, что твой результат (успех или неуспех) отражается на рейтинге всего класса, воспитывая чувство долга и ответственности за общий результат. Система ориентирована на формирование желания и потребности гордиться своим классом, лицеем, малой и большой Родиной.

Мониторинг статистик посещаемости сайта brs.liceym111.ru свидетельствует о растущей популярности страницы балльно-рейтинговой системы среди учеников и их родителей.

Внедрение и использование данной системы позволяет классным руководителям, учителям-предметникам и администрации лицея:

  1. повысить гуманизацию и демократизацию процесса воспитания в рамках учебной и внеучебной деятельности;
  2. стимулировать мотивацию к повышению образовательных результатов и творческих достижений учащихся;
  3. повысить социальную активность учащихся через организацию внеучебной деятельности;
  4. сплотить классные коллективы, через формирование общих интересов, создание условий для проявления своих лучшие качеств в пользу коллектива;
  5. усилить учебную дисциплину учащихся;
  6. выявить лучших учащихся по итогам реализации проекта «Я горжусь тобой, Лицей!» для награждения на лицейском празднике «Звезда лицея» в различных номинациях;
  7. выявить лучший класс по итогам реализации проекта «Я горжусь тобой, Лицей!» для награждения на лицейском празднике «Звезда лицея» в номинации «Самый лучший класс».

Опыт реализации балльно-рейтинговой системы в двух версиях (2012-2013 уч. г. – оценка классных коллективов, 2013-2014 уч. г. введение личной составляющей) показывает не только дееспособность системы, но и открывает перспективы развития и возможное распространение практики в другие образовательные учреждения. 

Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Среднее (полное) общее образование
Ключевые слова  воспитание, балльно-рейтинговая система, информационные технологии

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.