Министерство образования и науки Российской Федерации 
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании
Институт проблем информатики Российской Академии наук
Федеральный институт развития образования
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Автономная некоммерческая организация
«Информационные технологии в образовании»
Российский государственный гуманитарный университет
Международный институт новых образовательных технологий
III Международная научно-практическая конференция
«Инновации в информационных технологиях и образовании»
«ИТО-Москва-2014»
4 - 5 декабря 2014 года, г. Москва

Содержание ИКТ-компетентности учителя

Областное государственное казенное образовательное учреждение "Центр ПМСС"
В статье рассматривается содержание ИКТ-компетентности учителя согласно определениям ЮНЕСКО.

В Аналитической записке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании сказано, что «беглый анализ проблемы использования ИКТ для эффективного преподавания и обучения указывает на очевидное решение: необходимо приобщить учителей к творческому применению ИКТ, и тогда они произведут необходимые изменения. В определенной степени это возможно осуществить, однако изменения в школах протекают сложно, и требуются годы, чтобы достичь поставленной цели. Организация не изменится до тех пор, пока не изменятся входящие в ее состав индивидуумы. Майкл Фуллан (Michael Fullan) (2001), признанный эксперт в области реформирования образования, охарактеризовал эту проблему как «Правило 25/75»: 25% решения проблемы составляет выбор правильного направления; а 75% – нахождение способа, как достичь намеченной цели в каждом конкретном местном контексте. <…>В случае применения ИКТ в области образования большая часть направленных на изменения усилий излишне акцентирована на приобретении оборудования и программного обеспечения, а также на поддержке обучения базовым технологиям — в ущерб фактической реализации изменений в школах. Для того чтобы реформа стала возможной, необходимо принимать политические меры, способные обеспечить и поддерживать ряд существенных условий» [1]. Кроме того, ISTE определила три подхода к информатизации образования для каждой страны, которые «в наилучшей степени соответствует доминирующему здесь уровню использования ИКТ в экономике, обществе и в сфере образования» — Применение ИКТ, Освоение знаний, Производство знаний. В зависимости от этих подходов формируется перечень ИКТ-компетенций учителя.

При первом подходе «учителя должны уметь отбирать и использовать в своей работе готовые обучающие и игровые программы, различные веб-ресурсы, а также тренажеры для отработки навыков. От учителей требуется умение организовать работу в условиях компьютерного класса или с использованием средств ИКТ, которые доступны в других учебных кабинетах, а также — применять ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены образовательными стандартами, для проведения оценочных мероприятий, для выполнения тематических планов и существующих (традиционных) методов обучения. Кроме того, учителя должны быть способны использовать ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития» [2].

При втором подходе ИКТ-компетентность определяется как «умение обращаться с информацией, структурировать проблемы и ставить задачи, объединять применение инструментальных программных средств (в рамках своего предмета) с методами личностно-ориентированной (индивидуализированной) учебной работы, с выполнением школьниками совместных учебных проектов. <…> Для выполнения групповых (совместных) учебных проектов педагоги должны задействовать сетевые ресурсы, позволяющие учащимся работать совместно, получать доступ к информации и общаться с внешними экспертами в ходе анализа и решения выбранных ими проблем. Учителя также должны уметь использовать ИКТ для разработки планов и оценки их выполнения при проведении индивидуальных и групповых учебных проектов, контактировать с экспертами и сотрудничать с другими педагогами, а также использовать сеть для получения информации, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня» [2].

Третий подход представляется нам самым интересным и востребованным на данном этапе развития информационного общества. «Для работы в рамках подхода «Производство знаний» педагоги должны уметь:

  • разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;
  • использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать свое критическое мышление;
  • поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;
  • создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или “сообщества знаний”» [2].

Именно ИКТ-компетентность учителей позволит обновить содержание образовательного процесса и способствовать развитию системы образования. Практически это можно реализовать за счёт создания ИОС учебного заведения, возможной как в локальном варианте (учебный класс, школа), так и в масштабах региона (для группы школ) при подключении локальной сети ОУ к региональной сети и сети Интернет. Сетевой вариант позволяет минимизировать затраты на серверное оборудование в каждой отдельной школе, так как информационная система разворачивается в условиях, когда несколько школ образуют сообщество, и решение внедряется во всех школах на конкретной территории. Существующие базы знаний, содержащие обширный мультимедийный контент, ЭОР легко интегрируются в образовательную ИТ-среду в различных вариантах их представления. Они могут быть расположены на серверах школы, либо на внешних серверах, например, в одном из базовых региональных вузов, доступ к которым возможен через Интернет.

Например, для реализации обучения детей с ограниченными возможностями (как очного, так и дистанционного) в Томской области на свободной технологической платформе Moodle была создана управляемая ИОС, расположенная на сайте ОГКОУ «Центр ПМСС» moodle.tomedu.ru. Необходимость формирования подобной информационной образовательной среды была обусловлена ФГОС второго поколения и Законом об образовании, в которых указывается, что современная школа в условиях информационного общества за счет наличия школьной ИОС, квалифицированных кадров и сервисов должна обеспечивать:

  • возможность для изучения и преподавания любого общеобразовательного курса, реализации общеобразовательного проекта с использованием ИКТ в формах и на уровне, возможном в современной школе, в целях, отвечающих современным образовательным приоритетам, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в объемах, расширяющихся с ростом потребности учащихся и готовности школы;
  • планирование образовательного процесса, его обеспечения ресурсами с фиксацией плана и его выполнения в ИОС;
  • фиксацию в ИОС результатов деятельности учителей и учащихся;
  • прозрачность образовательного процесса для родителей и общества;
  • управление на различных уровнях образовательным процессом в школе с привлечением всех субъектов образования и всех перечисленных выше возможностей.

Средства ИКТ, используемые педагогами ОГКОУ «Центр ПМСС» в образовательном процессе (рис. 1):

Рис. 1 Средства ИКТ, используемые педагогами в образовательном процессе

С принятием и введением в действие ФГОС использование в учебном процессе информационных технологий, в том числе электронных образовательных ресурсов (ЭОР), является обязательным условием реализации основной образовательной программы. Согласно ФГОС важным условием реализации основной образовательной программы является требование наличия информационной образовательной среды (ИОС). Информационно-образовательная среда — это важнейшее условие и средство формирования новой системы образования, призванной стать открытой педагогической системой, направленной на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности. Одна из важнейших функций школьной информационной среды связана с обеспечением условий для эффективного планирования, разработки и использования методических и дидактических материалов к учебным курсам с использованием информационных технологий и ЭОР. Курс с использованием информационных технологий и ЭОР – курс в конкретной школе и конкретном классе по какому-то предмету, при освоении которого учащиеся и учитель применяют образовательные технологии, базирующиеся на массово используемых в образовании средствах ИКТ и ЭОР, достигая при этом ожидаемых личностных, метапредметных и предметных результатов. Внедрение ЭОР прямо связано с переходом в образовательном учреждении от курсов, разрабатывавшихся без учета необходимости использования ИКТ и ЭОР, к курсам, ориентированным на широкое их использование.

Кроме того, использование цифровых инструментов и ИКТ в образовательном процессе могут помочь приобрести и педагогическим работникам, и школьникам специальные навыки, столь необходимые в XXI веке, — владение программными средствами для решения задач в разных предметных областях (графические пакеты, редакторы презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, СУБД, языки программирования) и сетевыми средствами для организации совместной работы, например, над проектами (Документы Google, Документы Zoho, сетевые презентации sliderocket.com и prezi.com, электронная книга flipsnack.com и др.), способность организовать веб-конференции, online-тестирование, работу с сетевой интерактивной доской и сетевыми интерактивными образовательными ресурсами (surveymonkey.com, twiddla.com, studystack.com, learningapps.org и т.д.), владение навыками разработки интерактивных образовательных ресурсов. 

Список использованных источников
  1. Нил Страдлер, Энн Томпсон, Линн Шрум. Аналитическая записка «ИКТ и компетентности учителей», октябрь 2011 года. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (перевод с английского) (с. 12).
  2. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Материалы сайта http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214694.pdf. Дата обращения: 10.12.2013.
Вид представления доклада  Публикация
Уровень  Высшее профессиональное образование
Ключевые слова  Информационно-образовательная среда, ИКТ-компетентность

В статусе «Черновик» Вы можете производить с тезисами любые действия.

В статусе «Отправлено в Оргкомитет» тезисы проходят проверку в Оргкомитете. Статус «Черновик» может быть возвращен тезисам либо если есть замечания рецензента, либо тезисы превышают требуемый объем, либо по запросу участника.

В статусе «Рекомендован к публикации» тезис публикуется на сайте. Статус «Черновик» может быть возвращен либо по запросу участника, либо при неоплате публикации, если она предусмотрена, либо если тезисы превышают требуемый объем.

Статус «Опубликован» означает, что издана бумажная версия тезиса и тезис изменить нельзя. В некоторых крайне редких ситуацих участник может договориться с Оргкомитетом о переводе тезисов в статус «Черновик».

Статус «Отклонен» означает, что по ряду причин, которые указаны в комментариях к тезису, Оргкомитет не может принять тезисы к публикации. Из отклоненных тезис в «Черновики» может вернуть только Председатель программного или председатель оргкомитета.